Крупнейшие производители программного обеспечения один за другим приостанавливают работу в России. Это значит, что иностранный софт скоро может остаться без поддержки и обновлений или вовсе перестанет работать. Участники рынка выдвигают различные инициативы по решению проблемы вплоть до освобождения предпринимателей от ответственности за использование нелицензионных программ. Минцифры пока это предложение не поддерживает, а выступает за стимулирование перехода на российское ПО. Задача непростая, но вполне реальная, считают опрошенные «ЭЖ» эксперты.
В марте крупные иностранные бренды начали заявлять о прекращении деятельности в России. Коснулся этот тренд и разработчиков программного обеспечения. Так, ограничить свою работу на территории страны решила компания SAP, занимающая более 40% рынка комплексной автоматизации предприятий в РФ. «Экономические санкции против России являются важным механизмом в усилиях по восстановлению мира», — заявил генеральный директор SAP SE Кристиан Кляйн.
Облачные решения перестанут работать
В разъяснениях SAP CIS говорится, что компания поставила на паузу заключение новых контрактов в России. При этом SAP продолжает поддерживать действующих клиентов в рамках договорных обязательств в той мере, насколько это позволяют санкции и ограничения экспортного контроля.
«В этой фразе содержится два ограничения: санкции и ограничение экспортного контроля. С первым ограничением все понятно: если компания попадает под санкции — на нее накладывается ограничение. Эту ситуацию в России проходила компания „Силовые машины“ в апреле 2018 г.», — пояснила «ЭЖ» Наталия Татарникова, генеральный директор ООО «Информационные технологии и системы». Тогда компании, попавшей в санкционный список США, был отключен доступ к облачному сервису SAP Hybris Cloud for Customer.
Ограничения экспортного контроля, о которых также говорится в разъяснениях SAP, — это лимит на поставку новых услуг и продуктов на территорию России, который потенциально может затронуть все компании, даже не включенные в санкционный список. В случае полного запрета на продажи ПО от SAP российские компании не смогут купить новые лицензии, перестанут быть доступны обновления и техподдержка.
Клиенты SAP на территории России используют два вида решений: программные и облачные. Если компания попадет в санкционный список или продлить лицензию станет невозможно из-за экспортных ограничений, то при использовании программных решений на своем оборудовании она сможет продолжить пользоваться версиями ПО, на которые куплены лицензии. Дистанционно заблокировать уже работающую систему невозможно при условии соблюдения требований информационной безопасности.
Пользователи облачных систем могут быть отключены от сервисов после окончания оплаченного периода, продлить подписку будет невозможно. «Это не остановит бизнес. Потому что облачные сервисы у SAP, как правило, не относятся к категории критических для бизнеса. Но ухудшит внутренние процессы и качество внутреннего управления. Отсутствие развития и обновления этих решений потребует дополнительных затрат на владение данными решениями, а также инвестиций финансовых и временных на перевод на российские аналоги ПО», — сообщила Н. Татарникова.
Серьезное влияние на рынок корпоративного программного обеспечения окажет и уход из России другого крупного игрока — американской корпорации Oracle.
«В России пользователями решений SAP и Oracle являются преимущественно госсектор, банки, бизнес. Приостановка продаж продуктов и услуг этих компаний в России будет означать невозможность приобретения новых программных решений, появление проблем с обновлением имеющегося ПО и его техподдержкой. Также могут возрасти риски в сфере защиты критической информационной инфраструктуры», — рассказал «ЭЖ» Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт». Он подчеркнул, что в России есть достойные аналоги этих решений, включенные в Реестр отечественного ПО.
Например, в сегменте баз данных это PostgresPro и Ред База Данных, в части ERP-решений — 1С и Галактика. «Безусловно, в текущих условиях могут возникнуть трудности с укоренным переходом на отечественные продукты, но надо понимать, что это вполне реальная и понятная задача. С 2014 г. в стране накоплен значительный успешный опыт перехода на российские решения», — отметил Р. Лашин.
«На рынке абсолютно достаточный выбор отечественных решений, и многие компании в России как раз таки отдают предпочтение российским ИТ-продуктам, нежели от SAP. Ведь наши разработки нередко имеют свои преимущества перед западными. Например, наша платформа по командировкам „Ракета“ имеет широкий тревел-контент не только по всему миру, но и локальный в России и СНГ», — сообщил «ЭЖ» Анатолий Курюмов, генеральный директор компании «Ракета», которая является разработчиком решения, конкурирующего с одним из продуктов SAP.
Импортозамещение потребует больших затрат
Безусловно, подобрать российские аналоги иностранным программам можно, но такой переход дорого обойдется компаниям. «Системы SAP и Oracle используют практически вся российская промышленность, энергетика, транспорт и другие отрасли. Существуют и российские аналоги SAP и Oracle, но экстренное замещение обойдется компаниям в миллиарды рублей», — обратил внимание в разговоре с «ЭЖ» Владимир Балакин, президент «Национальной Ассоциации Комплаенс».
В прошлом году глава Российского союза промышленников и предпринимателей оценивал затраты на переход российских субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественный софт в более чем 1 трлн руб. В Минцифры тогда эти цифры не подтвердили, указав, что объем затрат на такой переход может быть существенным, но имеющиеся риски намного серьезнее.
Разразившийся в этом году геополитический кризис подтвердил опасения министерства. Причем переходить на новое ПО, возможно, придется не только предприятиям и госструктурам, но и гражданам. «Сегодня мы объявляем, что приостанавливаем все новые продажи продуктов и услуг Microsoft в России», — сообщил в блоге компании президент и вице-председатель Microsoft Брэд Смит.
«Программы Microsoft сильно интегрированы в повседневную жизнь различных компаний, предприятий, даже школ и учебно-образовательных учреждений. Никто не дает 100% гарантий, но уже установленное программное обеспечение пока должно работать, хотя теперь может подвергаться угрозам информационной безопасности», — отметил В. Балакин. Эксперт уточнил, что пока сложно давать прогнозы, поскольку никакой конкретики в официальном заявлении Microsoft нет. Скорее всего, российским пользователям придется переходить на аналоги продукции Microsoft, например Linux, или пользоваться необновляемыми версиями.
Стремясь минимизировать последствия назревающего коллапса, участники рынка программного обеспечения выдвигают различные инициативы. Одна из них — отменить ответственность за использование нелицензионного софта. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ планирует обсудить этот вопрос с Минэкономразвития. Но пока это предложение цифровое ведомство не поддерживает, а выступает за стимулирование перехода на российское ПО.
Чтобы стимулировать развитие российского ИТ-сектора, 2 марта 2022 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в России». Документ предусматривает освобождение всех IT-компаний от уплаты налога на прибыль и проверок контрольными органами до 31 декабря 2024 г. Также организации получат возможность получения кредитов на выгодных условиях, по ставке, не превышающей 3%.
Курс на импортозамещение иностранного ПО в России взят давно, но теперь эта тенденция должна получить масштабное развитие. В Реестре отечественного ПО, который впервые заработал в 2016 г., сегодня уже насчитывается почти 13 тыс. программных продуктов по всем классам программного обеспечения. По мнению отечественных разработчиков, это позволяет говорить о готовности России к любым вызовам в части импортозамещения программных продуктов.