В связи с недружественными действиями ряда иностранных государств Президентом РФ установлены специальные экономические меры, в том числе продажа валютной выручки, полученной резидентами на свои счета в уполномоченных банках от нерезидентов по внешнеторговым контрактам. Центробанк на сайте дал разъяснения по этому вопросу.
В конце февраля 2022 г. был опубликован Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» (далее — Указ)1. Данный Указ принят в условиях введения ограничительных мер в отношении российских граждан и компаний рядом зарубежных государств в связи с ситуацией в Украине, которые негативно сказались на курсе российского рубля и экономике в целом. Применяемые зарубежными странами ограничительные меры затрагивают деятельность российских банков, возможность привлечения зарубежного финансирования Правительством РФ, Центробанком и крупнейшими российскими компаниями, возможность размещения российских ценных бумаг за рубежом, доступ ряда банков к системе международных платежей SWIFT и др.
Указ Президента РФ принят в соответствии с положениями федеральных законов РФ от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» и от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств».
В частности, Федеральный закон РФ № 281-ФЗ определяет, что специальные экономические меры — это меры, которые применяются «в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности РФ и (или) нарушающие права и свободы ее граждан»2.
Специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер. Согласно закону, такие меры могут быть направлены, например, на запрещение финансовых и внешнеторговых операций или установление ограничений на их осуществление.
Решение о применении специальных экономических мер и о сроке, в течение которого они будут применяться, принимается Президентом РФ на основе предложений Совета безопасности РФ с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы.
Таким образом, первое, на что нужно обратить внимание российским участникам ВЭД, что теперь следовать исключительно положениям Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ) и принятым на его основе актам, в частности Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкции Банка России № 181-И), будет недостаточно3.
Нужно ориентироваться еще и на «специальные экономические меры», срок действия которых в Указе не определен, но предполагается, что они должны носить временный характер.
Первое и самое значимое —обязательная продажа части валютной выручки
Это требование не применялось в России с 1 января 2007 г., когда ст. 21 Федерального закона № 173-ФЗ утратила силу. Но инструментарий для обязательной продажи сохранен. В частности, до сих пор действует Инструкция Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее — Инструкция № 111-И)4. Положения Инструкции № 111-И применяются в части, не противоречащей действующему законодательству (информационное письмо ЦБ РФ от 06.08.2007 № 36)5.
В Инструкции № 111-И прямо установлено, что обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 0%. Но теперь Указ, принятый в соответствии с Федеральным законом № 281-ФЗ, а не в развитие валютного законодательства, устанавливает требование обязательной продажи валютной выручки в размере 80%.
В частности, начиная с 28 февраля 2022 г. резидентам — участникам ВЭД предписано осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 80% суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании ВЭД контрактов с нерезидентами, которые предусматривают передачу им товаров, оказание услуг, выполнение работ, передачу РИД, не позднее трех рабочих дней со дня зачисления валюты (п. 2 Указа).
Более того, это требование применяется еще и ретроспективно в отношении иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января до 28 февраля 2022 г. (п. 1 Указа). Обязательная продажа 80% иностранной валюты, полученной за два предыдущих месяца, согласно Указу, должна быть осуществлена в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу Указа.
Положения Указа вызвали массу вопросов со стороны экспортеров, среди которых — как определить базу расчета 80% для обязательной продажи выручки, поступившей в январе и феврале, как быть с тем, что часть полученной выручки уже потрачена на импортные контракты, поддержание работы зарубежных представительств и т.д., по какому курсу должна производиться обязательная продажа и др.
Разъяснения Банка России по продаже валютной выручки
В Указе установлено, что порядок осуществления продажи иностранной валюты должен устанавливаться Банком России. Такой порядок был установлен 2 марта 2022 г., но не в рамках нормативного акта Банка России (положения, указания, инструкции), а в рамках разъяснения, опубликованного на официальном сайте регулятора6.
В частности, Банк России разъяснил, что расчет 80% суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, осуществляется резидентом самостоятельно от суммы остатка иностранной валюты, находящейся на его счетах (в том числе на транзитных валютных счетах, расчетных счетах, счетах по депозитам) по состоянию на 28 февраля 2022 г. и поступившей с начала года7. Для подтверждения того, что такой остаток иностранной валюты является экспортной выручкой, резидент предоставляет уполномоченному банку информацию, обосновывающую остаток экспортной выручки, подтверждаемую в том числе выписками по счетам. Банк России поясняет, что требование по обязательной продаже части валютной выручки распространяется и на денежные средства в иностранной валюте, находящиеся на депозите. Осуществление обязательной продажи возможно частями при условии, что все 80% суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, будут проданы в течение трех рабочих дней с момента зачисления.
Разъяснения Банка России не вводят дополнительной определенности для резидентов по вопросу курса, отмечая, что специальных требований в отношении данного вопроса не установлено и такая продажа осуществляется по рыночному курсу, что в условиях его нестабильности может создать дополнительные трудности для участников ВЭД. Банк России уточняет, что резиденты вправе выбрать любой предусмотренный законодательством способ обязательной продажи. Такие способы определены в Инструкции № 111-И и включают в себя продажу иностранной валюты непосредственно уполномоченному банку либо через уполномоченный банк на валютных биржах, на внебиржевом валютном рынке, Банку России.
В Указе отмечается, что требования обязательной продажи части валютной выручки распространяются на резидентов-участников ВЭД независимо от постановки таких контрактов на учет в уполномоченных банках в соответствии с положениями Инструкции Банка России № 181-И (процедура учета применяется для импортных контрактов свыше 3 млн руб. и для экспортных контрактов свыше 6 млн).
Таким образом, исходя из формулировок Указа и имеющихся на данный момент разъяснений Банка России, можно сделать вывод о том, что обязательная продажа валютной выручки применяется к выручке по всем контрактам ВЭД с нерезидентами, предусматривающим передачу им товаров, оказание услуг, выполнение работ, передачу РИД, вне зависимости от того, применяется ли к ним требование репатриации или нет. Напомним, что требование репатриации иностранной выручки было отменено в середине 2021 г., а точнее, заменено на требование подтверждения надлежащего исполнения обязательств по ВЭД контрактам (ч. 4 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ) для несырьевого экспорта. Вся эта либерализация сейчас перечеркнута, поскольку Указ также вводит запрет на зачисление резидентами иностранной валюты на зарубежные счета, то есть иностранная валюта должна зачисляться на счета в российских банках и подлежать обязательной продаже.
Банк России отмечает, что в настоящий момент речь идет об обязательной продаже части валютной выручки, полученной от нерезидентов, в любых видах (наименованиях) иностранных валют. Вместе с тем в Инструкции № 111-И был установлен перечень иностранной валюты, которая подлежит продаже на внутреннем валютном рынке РФ, который включает 13 видов иностранных валют (доллары, евро, фунты стерлингов и др.).
Более того, согласно разъяснениям Банка России, обязанность по продаже валютной выручки распространяется в том числе и на резидентов — участников ВЭД особой экономической зоны в Калининградской области. Такое дополнительное пояснение в разъяснениях Банка России связано с тем, что порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ, который установлен в соответствии с Инструкцией № 111-И, не распространяется на поступления юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые получают выручку от экспорта товаров (работ, услуг), произведенных в Особой экономической зоне (ст. 18 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ).
Учитывая, что какие-то разъяснения от Банка России появились только днем 2 марта (именно в этот день истекал срок, установленный Указом), большинство резидентов не смогло исполнить п. 1 Указа Президента РФ в части обязательной продажи части валютной выручки, поскольку ни сами резиденты, ни уполномоченные банки до конца не понимали как.
Установленные в Указе короткие строки и характер ограничений, носящий тотальный характер и не предусматривающий изъятий, сочетаются с тем, что в настоящее время КоАП РФ и УК РФ не содержат ответственности за нарушение требования обязательной продажи части валютной выручки. Однако существует риск введения такой ответственности.
Многие вопросы исполнения данного требования, которые сейчас остаются без ответа, требуют дополнительных пояснений от регулятора. Остается надеяться, что данное требование как экстраординарная мера будет носить срочный характер и будут сделаны некоторые исключения для упрощения работы российских компаний, которые и так сейчас испытывают беспрецедентные сложности в цепочках поставок. Например, в случае возврата аванса, необходимости покупки иностранных комплектующих для экспортной продукции, возврата авансов и др.
Для защиты интересов российского бизнеса необходимо определить инструменты защиты интересов резидентов при любых способах обязательной продажи части валютной выручки, в том числе в части рисков, связанных с существенным колебанием курса иностранных валют к валюте РФ, предусмотреть возможность свободного использования зарубежных счетов резидентами в случаях, если невозможность использования российских счетов была связана с мерами, принятыми иностранными государствами и Россией в ответ на такие меры в условиях нестабильной геополитической ситуации.
1 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202280049.
2 https://docs.cntd.ru/document/902021803.
3 https://docs.cntd.ru/document/542608411.
4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47650/.