Президент РФ подписал Указ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее — Указ № 81). Этим документом со 2 марта 2022 г. введен особый порядок совершения резидентами: операций по предоставлению кредитов и займов нерезидентам из «недружественных стран» и подконтрольным им лицам; операций с ценными бумагами, недвижимостью с такими нерезидентами и подконтрольными им лицами.
Лица, на операции с которыми распространяется особый порядок совершения операций
Особый порядок распространяется на совершение операций со следующими лицами (далее — лица недружественных государств):
-
лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских организаций и физических лиц недружественные действия (из Указа № 81 прямо следует, что о связи с такими государствами может свидетельствовать не только гражданство этих государств или место регистрации в них, но и преимущественное ведение деятельности или преимущественное извлечение прибыли в таких государствах);
-
лицами, которые находятся под контролем лиц, указанных в подп. «а» п. 1 Указа № 81.
Правительство утвердило перечень стран, совершающих в отношении России, российских компаний и граждан недружественные действия. Правительство РФ подписало соответствующее распоряжение от 05.03.2022 № 430-р. В перечень вошли Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ангилью, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства — члены Европейского союза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария, Япония.
Обращаем внимание, что Указ № 81 содержит открытый перечень признаков связи с недружественными государствами. В нем не дается пояснений, что следует считать «нахождением под контролем». Указ № 81 также не содержит описания критерия «совершают недружественные действия». Таким образом, однозначно определить круг лиц, на сделки с которыми распространяется особый порядок, затруднительно. Круг таких лиц, по всей видимости, может быть довольно широким (к примеру, «государством, которое совершает недружественные действия» формально можно считать любое государство, которое ввело хоть какую-либо санкцию в отношении России в связи с началом военной операции на Украине).
Операции, на которые распространяется особый порядок
Особый порядок распространяется на операции (в том числе сделки):
-
влекущие возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, совершаемые с лицами недружественных государств;
-
по предоставлению лицам недружественных государств кредитов и займов в рублях;
-
с иностранными лицами, не являющимися лицами недружественных государств, если предметом сделок (операций) являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные после 22 февраля 2022 г. у лиц недружественных государств.
При этом особый порядок не распространяется на операции, стороной которых является Центральный банк РФ и государственные органы (подп. «б» п. 1 Указа № 81).
Необходимо отметить, что особый порядок совершения операций не распространяется на те сделки с ценными бумагами/недвижимостью, которые не связаны с возникновением права собственности (например, на договоры ссуды, залога ценных бумаг, договоры аренды, найма, ссуды, залога, недвижимого имущества, договоры доверительного управления ценными бумагами и недвижимым имуществом).
Особый порядок также формально не распространяется на операции с долями в обществах с ограниченной ответственностью, так как последние не подпадают под определение «ценные бумаги» и не являются недвижимостью.
При этом особый порядок, очевидно, будет распространяться на такие операции, как купля-продажа ценных бумаг, купля-продажа, мена, дарение недвижимого имущества, внесение недвижимого имущества в уставные капиталы обществ или в качестве вклада в имущество последних. При этом согласно тексту Указа № 81 не имеет значения то обстоятельство, в качестве какой стороны в сделке (в качестве покупателя, продавца и т.д.) будет выступать лицо недружественного государства.
Суть особого порядка совершения операций
Особый порядок совершения операций заключается в следующем:
-
для совершения указанных выше операций требуется получение разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — Правительственная комиссия) (подп. «б» п. 1 Указа № 81). Такое разрешение может содержать в том числе условия, на которых должна быть совершена операция (сделка);
-
для совершения операций (сделок), влекущих возникновение права собственности на ценные бумаги, на организованных торгах требуются разрешения, выдаваемые Центробанком РФ по согласованию с Минфином России и содержащие условия совершения таких операций (сделок).
В настоящий момент обязанность выдавать перечисленные разрешения не установлена, то есть выдача разрешений полностью зависит от усмотрения Правительственной комиссии, Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ.
Правила выдачи Правительственной комиссией разрешений утверждены постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 295.
Среди прочего, Правила предусматривают, что комиссия по итогам рассмотрения заявлений на выдачу разрешения о совершении сделки вправе:
-
выдать соответствующее разрешение на осуществление (исполнение) сделки (операции);
-
выдать разрешение на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащее условия осуществления (исполнения) сделки (операции);
-
отказать в выдаче разрешения.
Стоит отметить, что указанные Правила содержат исключительно процедурные аспекты выдачи представления заявлений и прилагаемых к ним материалов. Правила не содержат, в частности, никаких критериев, по которым будут оцениваться те или иные заявления на осуществление (исполнение) сделок, и с этой точки зрения они не делают текущую ситуацию более предсказуемой для заявителей.
Последствия несоблюдения особого порядка совершения операций
Последствием совершения операций без получения указанных выше разрешений будет ничтожность соответствующей сделки (на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ). Также при исполнении сделок с недвижимым имуществом возможен отказ органа, регистрирующего права на недвижимость (Росреестра), в регистрации перехода права собственности на недвижимость.
Что необходимо сделать
Специалисты компании рекомендуют принять во внимание указанный выше особый порядок совершения операций (сделок), проанализировать те сделки, которые планируется заключать или исполнять, с точки зрения необходимости получения разрешения Правительственной комиссии, а также ознакомиться с порядком выдачи Правительственной комиссией разрешений после его принятия.