Стремительный рывок инфляции и падение доходов россиян ставит на повестку дня необходимость масштабной поддержки населения. Пока эта работа носит вялотекущий характер и не охватывает ряд многомиллионных групп населения, например работающих пенсионеров. Правительству нужно более активно внедрять «социальное казначейство», в противном случае сокращение потребительского спроса и вымирание населения станут тормозом развития не только экономики, но и страны в целом.
Головы россиян кружатся при взгляде на ценники товаров, расположенных на полках продуктовых и прочих магазинов. Инфляционные ожидания населения, как показал мартовский опрос ООО «инФОМ», сделанный по заказу ЦБ РФ, быстро растут. Медианная оценка инфляционных ожиданий составила 18,3% (+4,8 п.п. к февралю нынешнего года), что стало вторым по величине результатом за всю историю наблюдений (опрос проводится с апреля 2010 г.).
Сильный рост инфляционных ожиданий произошел у участников опроса как со сбережениями, так и без «финансовой подушки». При этом динамика оценок наблюдаемой инфляции была разнонаправленной для разных групп респондентов: они заметно снизились у группы со сбережениями и немного возросли у респондентов без «загашников».
Ожидая сильного ускорения инфляции в ближайшем будущем, граждане заметно пересмотрели свои оценки текущего роста цен на наиболее часто покупаемые товары и услуги.
В этих условиях вполне закономерно опустился индекс потребительских настроений до 80,2 (–9,1 п. к февралю). Это минимальное значение с февраля 2016 г. Снизился также индекс ожиданий (–8,7 п.), включающий в себя оценки перспектив личного материального положения на год вперед и ожидания изменения экономических условий в стране на год и пять лет вперед.
«Приуныл» индекс текущего состояния (–9,5 п.), учитывающий оценки фактического изменения личного материального положения за год и оценки благоприятности текущего момента для совершения крупных покупок.
На этом тревожном фоне меры социальной поддержки граждан, которые принимает Кабинет министров, носят фрагментарный характер и не охватывают многомиллионные группы российских граждан.
Так, страховые и социальные пенсии неработающих пенсионеров поднимутся с 1 апреля текущего года на 8,6%. Вместе с тем уже восемь лет подряд лишены индексации пенсий работающие пожилые люди, число которых составляет 8,6 млн человек.
Позитивной мерой стало решение с 1 апреля ввести выплаты на детей от 8 до 16 лет включительно, которые растут в семьях с невысокими доходами. Размер выплаты составит от половины до одного прожиточного минимума на каждого ребенка такого возраста. Сейчас в среднем по стране это до 12 300 руб.
«Таким образом, у нас выстроится единая система поддержки с момента, когда будущая мама еще только ждет появления ребенка, и вплоть до достижения ребенком 17 лет», — отметил президент Владимир Путин.
Однако системной поддержки заслуживают и другие социально слабые группы граждан. Это отчетливо поняло руководство Казахстана после январских событий 2022 г. и приняло решение разработать программу повышения доходов населения. Документ предусматривает установление конкретных показателей доходов и снижения бедности на всех уровнях пирамиды власти.
В России декларировано создание социального казначейства, в котором должны быть учтены все доходы граждан и их право получать социальные выплаты в проактивном режиме. Но до широкомасштабного внедрения этой системы государственной поддержки населения дело пока не дошло. Именно сейчас из-за сильного давления санкций на экономику и социальную сферу необходимо внедрение «социального казначейства» в полной мере.
В противном случае российскую экономику ждет резкое падение потребительского спроса, который является движущей силой любого бизнеса. А потребительский спрос, напомним, еще даже не восстановился до уровня 2013 г. после масштабного сокращения во время кризиса 2015 г.
Вслед за падением доходов граждан тогда началось сокращение рождаемости. «С начала 2000-х гг. суммарный коэффициент рождаемости (а это не зависящая от демографических волн интегральная характеристика уровня рождаемости) стабильно возрастал и в 2014—2016 гг. почти достиг уровня в 1,8 ребенка на женщину, — пишут авторы доклада „Сбережение населения России: проблемы, задачи, пути решения“, подготовленного ИНП РАН. — Были все основания предполагать, что он будет расти и дальше. Однако всего лишь за несколько лет показатель резко снизился — до 1,5 ребенка на женщину в 2019—2020 гг.».
Суммарный коэффициент рождаемости, по оценке экспертов ИНП, представляет собой важный индикатор вектора социального оптимизма и веры в будущее. Поэтому было бы неверно полагать, что ситуация с рождаемостью является стабильной и не зависит от параметров развития экономики. Необходимы действия, направленные на поддержание рождаемости и укрепление семьи, а также понимание того, что ключевой вклад по этому направлению в итоге формирует общая ситуация, связанная с динамикой уровня и качества жизни в стране.
К числу основных факторов, влияющих как на высокий уровень смертности, так и на движение «вниз» уровня рождаемости, ученые относят недостаточные доходы значительной части населения страны. Для России характерна крайне высокая дифференциация доходов — и эта ситуация усугубляется многолетним снижением, а затем стагнацией реальных доходов населения.
Рост уровня доходов, более справедливое и, в конечном счете, более эффективное их распределение, борьба с бедностью, дальнейшая реализация показавших свою действенность мер семейной политики — это шаги, которые могут придать дополнительный импульс демографическому развитию страны, и это касается как рождаемости, так и смертности.
На протяжении всего постсоветского периода в России, по данным ИНП, наблюдался устойчивый миграционный прирост населения. Он позволял в большей или меньшей мере компенсировать естественную убыль населения. Но к 2020-м гг. число стран — потенциальных миграционных доноров России на постсоветском пространстве сократилось.
За почти 30 лет за пределами постсоветского пространства не появилось ни одной страны, которая могла бы рассматриваться в качестве нового миграционного донора России. А значит, и миграция как средство пополнения численности российского населения исчерпывает свой потенциал.
Остается только сбережение и приумножение числа самих россиян, которых невозможно добиться без банального увеличения их реальных доходов — зарплат, пенсий и социальных выплат.