Динамика глобальной экономики в нынешнем году будет более медленной, но останется в зоне роста, прогнозирует ОЭСР. Аналогичную оценку дают аналитики МВФ, добавляя, что многие страны теперь переосмыслят возможности включения доллара в свои государственные резервы и ускорят внедрение цифровых валют.
Доля России и Украины в мировой экономике, по мнению экспертов Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), невелика. Вместе они обеспечивают лишь около 2% мирового ВВП и аналогичную долю в общем объеме мировой торговли при ограниченных двусторонних связях с большинством стран Организации.
Финансовые отношения России и Украины с другими странами ОЭСР также в целом скромны. Доля прямых иностранных инвестиций в России составляет чуть более 1% от общемирового объема. По состоянию на III квартал 2021 г. консолидированные трансграничные банковские акции банков — резидентов России и Украины равнялись менее 0,5% от общемирового размера.
Тем не менее новые ограничения предложения энергетических и продовольственных товаров, вызванные военными действиями в Украине, по мнению экспертов ОЭСР, замедлят восстановление мировой экономики после COVID-19.
В результате рост глобальной экономики в текущем году будет более чем на 1 п.п. ниже предыдущих прогнозов (в сценарии, предложенном в декабре 2021 г., прирост составлял 4,5%). В то же время инфляция станет на 2,4 п.п. выше предыдущих прогнозов, разработанных Организацией.
Поскольку Россия поставляет около 19% газа и 11% нефти на мировой рынок, цены на энергоносители уже серьезно выросли. Европа, в частности, сильно зависит от российских газа и нефти. Спотовые цены на газ в ЕС сейчас более чем в десять раз выше, чем год назад, в то время как стоимость нефти почти удвоилась за тот же период.
Цены на другие сырьевые товары тоже резко увеличились. Россия и Украина являются важными производителями пшеницы, удобрений и металлов, используемых в промышленности, таких как никель и палладий. Перебои с поставками пшеницы, кукурузы и удобрений могут нанести урон продовольственной безопасности многих государств, особенно в странах с формирующимся рынком и низким уровнем дохода. Рост цен на металлы, в свою очередь, может повлиять на широкий спектр отраслей, таких как авиастроение, автомобильная промышленность и производство микросхем.
ОЭСР считает, что налогово-бюджетные меры, направленные на поддержку более уязвимых слоев населения в размере 0,5 п.п. ВВП, могут значимо смягчить экономические последствия кризиса без существенного увеличения инфляции.
Диверсификация поставок энергоносителей и инвестиции в энергетическую безопасность помогут снизить зависимость от ископаемого топлива и расширить круг поставщиков. При этом важно максимально использовать существующие источники с низким уровнем выбросов, включая био- и ядерную энергетику.
Позитивный прогноз развития мировой экономики оставляет на текущий год и Международный валютный фонд (МВФ). Он предполагает, что глобальная экономика в 2022 г. продолжит рост, несмотря на геополитический конфликт в Восточной Европе.
«Мы ожидаем, что тот прогноз, который у нас был в начале текущего года и предусматривает небольшое замедление роста мировой экономики в 2022 г. на 0,5 п.п. (до 4,4%), снизится еще больше, но все равно останется на положительной траектории», — отметила глава МВФ Кристалина Георгиева.
Доллар по-прежнему останется валютой международных расчетов, однако, по мнению замдиректора МВФ Гиты Гопинат, многие страны переоценят возможности его использования в государственных резервах.
Еще одним трендом современной экономики станет более активное использование цифровых валют рядом стран, среди которых можно выделить Китай. Центральный банк Поднебесной уже представил программный документ «Прогресс исследований и разработок e-CNY в Китае». Его подготовкой занималось специальное подразделение, отвечающее за исследование и развитие цифрового юаня.