Нефть уже торгуется вблизи 122 долл. за барр. К уже существующим факторам геополитического плана добавилась и авария на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). Проблемы со сбытом российской нефти Urals остаются, она предлагается с немалыми скидками.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук пишет в своем обзоре, что на нефтяном рынке наблюдается очередной виток роста цен на нефть, стоимость марки Brent вновь превысила 117 долл. за барр.
«Тем не менее одновременно наблюдается увеличение размера скидки, предоставляемой российскими производителями на нефть марки Urals. Так, по данным S&P Global, она уже превышает 30 долл./барр., что говорит о проблемах со сбытом нефти на спотовом рынке», — пишет аналитик.
И эксперты Райффайзенбанка, и другие аналитики пока не наблюдают отражения перебоев в экспортных поставках на объемах добычи крупных публичных компаний. Но все специалисты отмечают, что, вероятно, снижение добычи будет заметно уже в мае.
Среди факторов, которые служат основанием для таких прогнозов, — начавшийся уход из России сервисных компаний. Надо понимать, что сами нефтяные компании — лишь владельцы участков, а расчеты, освоение месторождений, разработка для каждого из них нужных технологических решений, подбор оборудования и т.д. — это все обеспечивали прощающиеся с нами сервисные компании.
А. Полищук пишет об ожиданиях в связи с нарастающими трудностями со сбытом и предчувствиями снижения добычи: «На данном этапе трудно оценить масштабы влияния на годовые результаты, тем более что все больше компаний отказываются от закупки российской нефти. Так, французская Total Energies объявила, что планирует отказаться от приобретения российской нефти и нефтепродуктов к концу 2022 г. Также на этой неделе в Европе будет обсуждаться очередной пакет санкций против России, который может включать запрет на закупку российской нефти. По прогнозам Международного энергетического агентства, добыча в РФ в 2022 г. может сократиться на значительные 3 млн барр./сутки. Мы полагаем, что такой сценарий скорее подразумевает запрет ЕС на импорт нефти из России. Перенаправление экспорта нефти на другие рынки может затянуться, тем более когда многие транспортные компании опасаются работать с российской продукцией. Так или иначе, цены на эталонную Brent, вероятно, продолжат свой рост, так как замены российской нефти пока не найдено».