Эксперты продолжают давать оценки степени возможного ущерба для российской экономики и отдельных ее отраслей от введенных и обещанных новых санкций со стороны недружественных западных стран. Сегодня большее внимание уделим санкционным угрозам со стороны их товарного импорта.
В очередном выпуске мониторинга «Сюжеты внешней торговли» ученые-экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) «Специальный сюжет» представили в его открытие, а не «десертом», как ранее. И название спецсюжета все объясняет: «„Санкционная спираль 2022“: новости и отраслевые эффекты» — тема по-прежнему горячая.
Немало из изложенного в мониторинге мы частично и частями ранее уже отразили. Но ценность данной работы как раз в систематизированном отражении ситуации на 16 марта, а главное — в детальности фактических материалов. И если недавно ЦМАКП дал подробный список «чувствительных» для стран-санкционеров товаров в российском экспорте, по которым при необходимости можно дать недругам болезненную сдачу, то в данной работе «изюминой» выглядит честный своей дотошностью перечень товаров их импорта, «чувствительных» уже для отечественных отраслей.
Комплексный взгляд на санкции
Эксперты ЦМАКП отмечают, что одним из самых значимых элементов в новой системе санкций выступили внешнеторговые ограничения, а также санкции в финансовой сфере, существенно осложняющие России внешнюю торговлю (в частности, санкции против банковской системы, запрет на ввоз в страну наличных евро и долларов). Всего за несколько дней неопределенность для участников внешней торговли повысилась до критических значений. Очень многие зарубежные компании приостановили деятельность в России на фоне возросшей волатильности рубля, неясности относительно цепочек поставок материалов и комплектующих, боязни оказаться затронутыми санкциями.
Наиболее значимыми по влиянию на российскую внешнюю торговлю авторы мониторинга называют группу финансовых санкций (следствия — резкое затруднение поддержки рубля со стороны Банка России, сложности с оплатой при международной торговле, дефицит валюты), возможное закрытие портов стран ЕС для российских судов (невозможность отгрузки товаров и необходимость перестраивания логистических цепочек), возможную отмену режима наибольшего благоприятствования в торговле с Россией со стороны ЕС и США (существенное повышение импортных пошлин на российские товары), запрет на экспорт высокотехнологичной продукции в Россию со стороны ЕС, США, Японии и целого ряда других стран (затруднение доступа к важным промежуточным товарам: полупроводникам, авиационным компонентам).
Аналитики ЦМАКП полагают, что чувствительным может быть отказ от импорта газа, нефти и нефтепродуктов из России со стороны ЕС, но это, по их мнению, скорее вопрос долгосрочной перспективы.
«Кроме того, в условиях декарбонизации ЕС и так планировал постепенно отказываться от импорта энергоносителей, но теперь, очевидно, этот процесс ускорится», — считает эксперт ЦМАКП Андрей Гнидченко.
Еще одна важная мера санкционной политики, которая уже реализовалась, — закрытие неба для российских самолетов и требование ЕС о возвращении лизинговых самолетов до конца марта, что крайне осложняет деятельность гражданской авиации (полеты за рубеж теперь могут осуществляться только в те страны, где лизинговые самолеты не будут арестованы по требованию владельцев). Наконец, чувствительной для российской экономики мерой выступает запрет на экспорт в Россию оборудования для нефтепереработки и нефтехимии со стороны США, ЕС и Японии (это может замедлить модернизацию НПЗ, а также притормозить рост активно развивавшегося нефтехимического комплекса).
Прочие санкции аналитики ЦМАКП оценивают как оказывающие умеренное или слабое влияние на российскую внешнюю торговлю. В частности, запрет ЕС на импорт сталелитейной продукции из России оценивается ими как умеренная мера, поскольку черная металлургия традиционно в большей степени ориентируется на внутренний рынок (по сравнению с цветной металлургией). Запрет на импорт нефти и газа со стороны США и Канады также не рассматривается в мониторинге как чувствительная мера, поскольку доля поставок России в эти страны невелика.
Последствия ограничений
Они уже привели к трудностям в контрактации и перевозке экспортной продукции (в частности, нефти), проблемам с импортом (требования предоплаты, сложности с доставкой), всплеску инфляции (из-за ослабления рубля и нарушения логистических цепочек), приостановке деятельности в России некоторых западных компаний и брендов.
Наиболее существенными последствиями на данный момент в мониторинге названы остановка поставок полупроводников из Тайваня (компания TSMC занимает более 50% мирового рынка), комбинация логистических проблем на европейском направлении с невозможностью оперативно переориентироваться на Китай (в частности, из-за существующих уже долгое время заторов на погранпереходах), резкое повышение инфляции.
К чувствительным последствиям эксперты ЦМАКП относят затруднение доступа к импортным сырью, материалам и комплектующим в фармацевтике (субстанции) и авиастроении (двигатели для магистральных лайнеров, авиакомпоненты), трудности с контрактацией нефти (скидка на закупку нефти сорта Urals уже достигает 30 долл. за барр.), отказ крупнейших мировых контейнерных линий и европейских портов от работы с российскими грузами, временные приостановки отгрузки продукции из-за пересчета цен и логистических проблем, повышение вероятности скупки Китаем значимых активов в российской экономике. Кроме того, из-за проведения военной операции уже приостановлены поставки неона с территории Украины (около половины объема, используемого полупроводниковой отраслью на мировом рынке), возник риск дефицита зерна и подсолнечного масла в мире, назревает топливный кризис (который, по мнению авторов обзора, может быть смягчен за счет наращивания добычи Венесуэлой и странами ОПЕК).
На их взгляд, проблема приостановки деятельности на российском рынке со стороны многих зарубежных компаний пока не выглядит критичной, поскольку речь в большинстве заявлений идет не столько об окончательном уходе, сколько о приостановке работы, в том числе в связи с логистическими сложностями.
Увы, даже две полосы не способны вместить весь «рейтинг» новостей о последствиях санкций, поэтому в соответствующую таблицу пришлось отобрать отдельные с упором на импорт, раз решено уделить ему в этот раз больше внимания.
Приятные исключения
Несмотря на широкий круг стран, участвующих в санкциях против России, ряд государств не присоединился к этим мерам — в частности Китай, Индия, Турция, ОАЭ, Египет, Иран, Бразилия, ЮАР, Мексика, Аргентина, Грузия, Азербайджан, Молдавия, Куба, Венесуэла, Никарагуа, Сербия, Босния и Герцеговина, Таджикистан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, а также некоторые другие страны. Кроме того, даже в странах, которые ввели санкции, сделано несколько важных заявлений, позволяющих очертить возможные пределы санкционного давления.
В подтверждение аналитики ЦМАКП напоминают, что премьер-министр Нидерландов, министры финансов и экономики ФРГ, министр финансов Венгрии выступили против эмбарго на российские энергоносители. Представитель ЕС Жозеп Боррель также заявил, что ЕС не будет вводить такие санкции. По сведениям Bloomberg, Германия противится отключению от SWIFT Сбербанка. Президент Франции Эммануэль Макрон на встрече с крупным бизнесом порекомендовал не спешить с уходом из России. После этого французские компании Sanofi (лекарства), Danone (продукты питания), Auchan, Leroy Merlin (гипермаркеты), Renault (автомобили) объявили, что продолжают работу в России. Япония до сих пор не присоединилась к закрытию неба для российских самолетов из-за опасений относительно сбоя цепочек поставок. Одно из наиболее известных исключений из санкционного режима связано с Южной Кореей, которая добилась вывода из-под санкций поставок своих смартфонов и автомобилей в Россию.
«Важно отметить, что „Газпром“ продолжает поставки газа в Европу в штатном режиме — и даже в еще больших объемах, чем зимой. Интересно, что если в январе — феврале экспорт газа был пониженным по сравнению с исторической нормой, то непосредственно с началом военной спецоперации вывоз газа вернулся к уровню, отмечавшемуся в декабре», — подчеркивает А. Гнидченко.
От России в ответ
Систематизированы в мониторинге и ответные меры России после введения санкций. Подписан указ президента об обязательной продаже 80% валютной выручки, а также указ об ограничениях на вывоз и ввоз продукции, конкретизированный постановлениями правительства о запрете экспорта оборудования (кроме вывоза оборудования российского происхождения в страны СНГ), вывоза древесины, щепы и фанерного кряжа в недружественные страны, о введении разрешительного порядка вывоза сельскохозяйственной техники и запчастей к ней.
Минпромторг рекомендовал приостановить экспорт удобрений, вывоз сырья для пластмасс и бытовой химии в ЕС. Россельхознадзор упростил порядок импорта подконтрольных товаров животного и растительного происхождения, отменил запрет на ввоз плодов и овощей из некоторых стран. Наконец, таможенная подкомиссия Минэкономразвития одобрила временный запрет на вывоз зерна в ЕАЭС и экспорт сахара за пределы ЕАЭС.
Существенные изменения происходят в политике регулирования цен. Так, ФАС одобрила новый подход к экономическому анализу ценообразования на российские товары: теперь экспортные котировки не будут приниматься в качестве аргумента для повышения цен. Почти сразу после этого заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов провел совещание с представителями металлургической отрасли, на котором потребовал сократить максимальную наценку до 20—25% (фактически — снизить цены и перезаключить контракты).
Быстрая реакция российских властей последовала в ответ на санкции против авиации. Российское небо было закрыто для самолетов из стран, которые ввели такой запрет в отношении России. А Минтранс разработал проект постановления правительства, позволяющий не возвращать самолеты лизингодателям без решения Правительственной комиссии по импортозамещению. Владимир Путин 14 марта подписал закон о регистрации прав на иностранные самолеты в России.
Наконец, законопроектом, рассматривавшимся 9 марта на правительственной комиссии, вводится институт внешней администрации по управлению организацией, согласно которому внешнее управление может быть введено по суду в компаниях, не менее 25% которых владеют иностранные лица недружественных государств, если эти компании прекращают работу в России.
«Конечно, целый ряд ответных мер еще находится в разработке и полноценно судить о комплексе действий государства в сложившихся условиях еще рано. Тем не менее первые шаги в этом направлении предпринимаются довольно активно», — считает эксперт ЦМАКП.
Отраслевая зависимость от импорта из «санкционных» стран
В мониторинге отмечается, что различные отрасли российской экономики в разной степени пострадают от введенных против России санкций, а ранжирование отраслей по степени зависимости от импорта полезно для разработки мер поддержки. Расчет проведен на данных ФТС об импорте товаров и межотраслевого баланса от Росстата за 2019 г. и позволяет получить первое представление о доле импорта из стран, которые ввели санкции, в потреблении продукции отраслей и использовании ими промежуточной продукции.
Наибольшая зависимость от таких стран по конечному потреблению отмечается в фармацевтической и химической промышленности, в производстве транспортных средств (автомобиле- и авиастроение), резиновых и пластмассовых изделий. Перебои в поставках промежуточной продукции из стран, которые ввели санкции, могут оказать наибольшее воздействие на такие отрасли, как фармацевтика, автомобилестроение, оказание профессиональных, научных и технических услуг, здравоохранение.
«Отметим, что импорт услуг в расчете не учитывается в связи с ограничениями по данным, тогда как в потреблении услуги учитываются. Поэтому реальный уровень зависимости от импорта для экономики в целом несколько выше, чем полученные оценки», — разъясняет А. Гнидченко.
Добавим, что в соответствующую таблицу, по уже названным причинам, из данных ЦМАКП пришлось отобрать только те товарные позиции, которые в прямом смысле бросаются в глаза (в мониторинге важность каждой из них «подсвечена» цветом — от еле заметного розового до почти красного). Да все давать, как видится, и ни к чему, судя по тому, что в целом доля товарного импорта из стран, объявивших нам санкции, в конечном потреблении российской экономики составляет только 3,9%, а в промежуточном потреблении — 4,4%.
Группировка новостей о последствиях санкций (таблица 1)
Группы основных новостей из открытых источников |
Оценка значимости* |
Проблемы с импортом продукции |
|
Экспорт полупроводников из Тайваня в Россию остановлен (компания TSMC) |
5 |
Производители моторов для Airbus и Boeing прекратили работу c Россией |
4 |
Затруднен ввоз фармацевтических субстанций не только из ЕС, но также из Китая и Индии (трудности с оплатой, уход DHL и FedEx из России) |
4 |
Российские импортеры сталкиваются с требованием предоплаты до отгрузок |
3 |
У металлургических компаний проблемы с импортом оборудования |
3 |
Nokia прекращает поставки в РФ (оборудование для телекома; компания занимает второе место в мире после Huawei, с большим отставанием) |
3 |
Приостановка поставок товаров Samsung (невозможность отправки) |
3 |
Китай сократил поставки смартфонов в Россию как минимум вдвое |
3 |
Ряд японских фирм приостанавливают поставки и производство в России на неопределенный срок (причина — проблемы с логистикой) |
3 |
Крупнейшие импортеры алкоголя остановили отгрузки из-за курса евро |
2 |
Приостановка поставок автомобилей (Volvo, VW, GM и др.) |
2 |
Microsoft приостанавливает продажи в России |
2 |
В России возник дефицит мелованной бумаги для журналов и книг |
2 |
Embraer перестанет поставлять запчасти и обслуживать самолеты в России |
1 |
Логистические проблемы |
|
Существующие уже давно большие заторы на погранпереходах с Китаем не позволяют оперативно переориентироваться на поставки китайских товаров |
5 |
Крупнейшие контейнерные линии (Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd) временно прекращают транспортировку грузов в Россию |
4 |
Гамбург и ряд терминалов Роттердама отказались от работы с грузами РФ |
4 |
Китай начал приостанавливать транзит грузов через Россию в ЕС |
3 |
DHL, FedEx и UPS приостановили доставку грузов в Россию и Беларусь |
3 |
Заторы на погранпереходах при доставке европейских грузов через Литву |
2 |
* Значимость — условная экспертная оценка влияния на российскую экономику (от 1 до 5).
Источник: составлено ЦМАКП по новостям из открытых источников
Доля импорта товаров из объявивших санкции стран в потреблении российской экономики (оценка по данным ФТС и межотраслевого баланса за 2019 г.) (таблица 2)
Краткое наименование вида экономической деятельности |
ОКВЭД |
Доля в конечном потреблении, %* |
Доля в промежуточном потреблении, % |
Всего |
– |
3,9 |
4,4 |
Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; связанные услуги |
А 03 |
0,7 |
8,1 |
Текстиль и изделия текстильные, одежда, кожа и изделия из кожи |
С (13—15) |
12,5 |
9,7 |
Бумага и изделия из бумаги |
С 17 |
19,9 |
10,4 |
Услуги печатные и услуги по копированию звуко- и видеозаписей, программных средств |
С 18 |
– |
12,7 |
Вещества химические и продукты химические |
С 20 |
44,7 |
8,9 |
Лекарственные средства и материалы |
С 21 |
48,2 |
22,3 |
Изделия резиновые и пластмассовые |
С 22 |
26,8 |
17,4 |
Изделия металлические готовые |
С 25 |
11,9 |
6,6 |
Оборудование компьютерное, электронное и оптическое |
С 26 |
3,3 |
9,0 |
Оборудование электрическое |
С 27 |
19,4 |
11,3 |
Машины и оборудование, не включенные в другие группировки |
С 28 |
7,1 |
10,4 |
Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы |
С 29 |
27,0 |
26,3 |
Средства транспортные, прочие |
С 30 |
32,2 |
10,3 |
Мебель, изделия готовые прочие |
С (31—32) |
14,5 |
9,7 |
Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования |
С 33 |
– |
9,6 |
Услуги по оптовой и розничной торговле и услуги по ремонту автотранспортных средств |
G 45 |
– |
11,2 |
Услуги воздушного и космического транспорта |
H 51 |
– |
8,0 |
Услуги издательские |
J 58 |
16,9 |
3,5 |
Услуги по производству кинофильмов, телевизионных программ, звукозаписей; услуги в области теле- и радиовещания |
J (59—60) |
0,3 |
9,1 |
Услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками |
M 72 |
– |
7,5 |
Услуги профессиональные, научные и технические, прочие; услуги ветеринарные |
M (74—75) |
– |
9,3 |
Услуги в области здравоохранения |
Q 86 |
– |
15,6 |
* Конечное потребление относится к домашним хозяйствам, государственному сектору и некоммерческим организациям и не включает валовое накопление основного капитала.
Источник: расчеты ЦМАКП по данным ФТС и межотраслевого баланса