Принципы организации корпоративной деятельности в новых условиях

| статьи | печать

Осуществление корпоративных сделок претерпело существенные изменения, которые коснулись принципов осуществления корпоративной деятельности, отдельных нюансов заключения внешнеторговых сделок как физическими лицами — резидентами, так и юридическими лицами. В статье рассмотрим по состоянию на 24.03.2022: на что следует обратить внимание при организации корпоративной деятельности, какие ограничения существуют при заключения внешнеторговых сделок, а также проанализируем ключевое законодательство в связи с этим.

Наиболее значимые изменения за данный период включают:

  • изменения в процедуре раскрытия информации акционерными обществами в период как минимум до 31.12.2022;

  • регулирование сделок с нерезидентами — лицами недружественных государств путем временного запрета или получения предварительного разрешения Правительственной комиссии;

  • предоставление мер государственной поддержки российским предприятиям, в частности в области информационных технологий.

Изменения в процедуре раскрытия и доступа к информации

Эти изменения направлены на защиту от дополнительных санкционных мер в отношении российских акционерных обществ, а также банковских и кредитных организаций, возможных в результате раскрытия информации о сделках или информации, содержащейся в консолидированной бухгалтерской отчетности.

В качестве одной из таких мер совет директоров (наблюдательный совет) публичного акционерного общества может принять корпоративное решение о приобретении размещенных им акций и одновременно предусмотреть в данном решении, что информация о данной сделке как о существенном факте не раскрывается1. Соответствующие изменения в закон вступили в силу с 14.03.2022.

АО могут приобретать свои акции до 31.08.2022 включительно, а не до конца 2022 г., как было установлено ранее (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). При этом с учетом изменений в методике расчета средневзвешенная цена приобретаемых акций снизилась как минимум на 20%.

Существенные изменения были внесены в положения законодательства, регулирующие права акционеров-миноритариев. Так, в качестве временной меры до 31.12.2022 получить ряд сведений и документов, предусмотренных ст. 84 и 91 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 25.02.2022), далее — Закон об АО, смогут те миноритарии, которые владеют в совокупности не менее 5% голосующих акций компании.

Ранее такие права имели акционеры-миноритарии, владеющие минимум 1% голосующих акций.

В перечень таких сведений по Закону об АО, порог доступа к которым повышен до 5%, в частности, входят:

  • информация о крупной сделке, а также о сделке с заинтересованностью, если ее совершали без согласия акционера-миноритария;

  • протоколы заседаний совета директоров;

  • документы непубличного акционерного общества, в том числе внутренние документы, решения об эмиссии и иные, на которые распространяются обязательства общества по их обязательному хранению.

Такой же порог владения голосующими акциями устанавливается для подачи иска в суд с целью признания сделки с заинтересованностью недействительной. При этом остальные основания для признания недействительности сделок с заинтересованностью остаются прежними. Так, решающим фактором является совершение такой сделки в ущерб обществу, а отсутствие согласия на совершение сделки само по себе не является основанием для признания такой сделки недействительной.

Из пояснительной записки к проекту федерального закона № 84963-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа“ и статью 21 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“» следует, что данные изменения приняты с целью исключить возможное злоупотребление корпоративными правами, в том числе со стороны иностранных акционеров.

Ограничения на совершение сделок и участие в капитале

В связи с принятием указов Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и от 01.03.2022 № 81 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» (далее — Указ № 79, Указ № 81 соответственно) образована подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее — Комиссия).

Сама Комиссия была образована в 2008 г. во исполнение Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон № 57-ФЗ) для осуществления контроля за иностранными инвестициями в стратегически значимые отрасли и предприятия в форме разрешительного правового режима, включая ограничения на участие в уставном капитале нерезидентов или контролируемой нерезидентом группы лиц, а также ограничения на совершение сделок нерезидентов, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование имущества, относимого к основным производственным средствам стратегически важных предприятий балансовой стоимостью 25% и более (Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, утв. постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510).

В частности, к стратегическим видам деятельности (помимо оборонной промышленности) отнесены геологическое изучение недр и разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, телевещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более половины численности населения субъекта Российской Федерации, и иные (ст. 6 Закона № 57-ФЗ).

Подобное регулирование существовало и ранее, так, еще в 1990-х гг. было ограничено иностранное участие в предприя­тиях оборонного сектора, а в начале 2000-х — в средствах массовой информации (ст. 19.1 Закона от 27.12.91 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

6 марта 2022 г. Положение о Комиссии было дополнено п. 6 (1) о создании подкомиссии, компетенция которой определяется Правительством РФ (постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 295). Состав утверждается председателем Комиссии или его заместителем. Подкомиссию возглавил министр финансов.

Заявления, на основании которых подкомиссия принимает решения, представляются в Министерство финансов РФ. Перечень сделок с лицами недружественных государств, для осуществления которых требуется разрешение, опубликован на сайте Минфина. Документы с запросом о выдаче разрешения могут быть направлены заявителем по электронной почте по адресу: podcom@minfin.gov.ru2.

При этом под лицами недружественного государства понимаются физические или юридические лица, которые имеют гражданство, зарегистрированы, ведут деятельность или получают прибыль преимущественно на территории недружественного государства (подп. «а» п. 1 Указа № 81).

Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р был утвержден перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц.

В перечень корпоративных сделок, регулируемых путем выдачи разрешений, вошли, согласно таблице, размещенной на сайте Министерства финансов, в том числе3:

  • предоставление резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа (подп. «а» п. 3 Указа № 79);

  • предоставление резидентами лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях) (абз. 2 подп. «а» п. 1 Указа № 81);

  • сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество;

  • сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) на организованных торгах и не на организованных торгах, и пр.

Ниже мы рассмотрим некоторые из них — сделки с недвижимостью и корпоративными ценными бумагами.

Сделки, требующие предварительного разрешения (регулируемые сделки)

Недвижимость

Различные ведомства публикуют подробные разъяснения о том, как осуществлять сделки с нерезидентами и какие дополнительные документы необходимо представить для их регистрации (Росреестр, Федеральная нотариальная палата, Банк России и пр.). В связи с этим можно заключить следующее:

  • сделки по покупке недвижимости после 22.02.2022 у продавца-нерезидента из списка недружественных государств относятся к регулируемым сделкам;

  • при этом регулируются сделки как заключенные напрямую, так и через посредника-нерезидента из страны, не входящей в список недружественных государств4;

  • физлица с ВНЖ или двойным гражданством недружественных стран, но сохранившие российское гражданство, рассматриваются как российские граждане в целях регулирования сделок с недвижимостью5;

  • согласно решению подкомиссии Правительственной комиссии физические лица, связанные с недружественными государствами, могут продавать, покупать недвижимость, а также заключать договоры долевого строительства с резидентами, при этом денежные средства зачисляются на счет типа «C» (Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», далее — Указ № 95);

  • без соответствующего разрешения Правительственной комиссии осуществлять сделки с недвижимостью могут юридические лица из недружественных стран, если они отвечают одновременно следующим требованиям:

  • находятся под контролем российских юридических или физических лиц, в том числе в случае, если эти российские лица являются конечными бенефициарами, а контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с недружественными государствами;

  • информация о контроле раскрыта российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации (п. 12 Указа № 95).

Сделки с корпоративными ценными бумагами

Термин «движение капитала» устанавливался Законом о валютном регулировании (в ранее действовавшей редакции) и включал в себя в том числе разрешительный порядок в отношении (i) предварительной оплаты по контрактам с нерезидентами с отсрочкой поставки на 180 дней и более, а также (ii) необходимость получения разрешений на приобретение резидентами у нерезидентов долей в уставном капитале, паев в имуществе юридических лиц (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 7, прекратила действие 01.07.2006).

В соответствии с законодательными актами к таким регулируемым сделкам «c движением капитала» в настоящее время относятся в том числе cделки по покупке корпоративных ценных бумаг с оплатой в иностранной валюте у продавца-нерезидента из недружественных стран.

Вместе с тем разрешительный порядок не распространяется на сделки по отчуждению долей в уставе общества с ограниченной ответственностью (см. в том числе письмо Федеральной нотариальной палаты от 02.03.2022 № 1176‑03‑16‑3).

Предварительное разрешение Центрального банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) до 31.12.2022 необходимо для резидентов России, чтобы в иностранной валюте оплатить пай, вклад, пай в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридического лица — нерезидента (п. 2 Указа Президента РФ от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ в сфере валютного регулирования», далее — Указ № 126).

Корпоративные валютные сделки

Предварительное разрешение ЦБ РФ до 31.12.2022 необходимо для резидентов России, чтобы внести вклад нерезиденту по договору простого товарищества с вложением в виде капитальных вложений (договору о совместной деятельности) (п. 2 Указа № 126).

Для проведения ряда операций в иностранной валюте до 31.12.2022 требуется отдельное разрешение ЦБ РФ. В частности, Совет директоров ЦБ РФ определит суммы иностранной валюты, которые могут быть обработаны со счетов в российских банках для осуществления авансовых платежей нерезидентам по отдельным видам договоров. Перечень таких договоров определяется Центральным банком.

Кроме того, выплаты по корпоративному долгу российских компаний (как и по государственному долгу) перед кредиторами из недружественных стран должны осуществляться в разрешительном порядке путем получения предварительного разрешения правительственной комиссии.

Сделки, в отношении которых установлен временный запрет

Страхование

Российским страховщикам запрещается до 31.12.2022 заключать сделки со страховыми компаниями, перестраховщиками и страховыми брокерами, которые:

  • являются лицами недружественных государств;

  • подконтрольны лицам из этих государств.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.03.2022 № 55-ФЗ запрет на осуществление сделок страхования или перестрахования и расчетов по ним распространяется также на договоры, заключенные до вступления соответствующих законов в силу (то есть заключенных как до, так и после 14.03.2022).

Ретроспективное применение закона к ранее совершенным сделкам страхования или перестрахования прямо закреплено в законе (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.03.2022 № 55-ФЗ). В отношении иных видов сделок (если только иное не указано в законе) действует общий принцип действия закона во времени, который не предполагает его распространения на отношения, возникшие до его введения в силу (п. 1 ст. 4 ГК РФ).

В исключительных случаях такие сделки могут быть осуществлены при условии получения предварительного разрешения Банка России.

Согласно пояснительной записке, такие меры, по мнению разработчиков законопроекта № 84963-8, призваны снизить риск того, что иностранные субъекты страхового дела откажутся исполнять свои обязательства.

Меры по повышению устойчивости российской экономики

В соответствии с изменениями от 14.03.2022 в Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2022 № 25-2, Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций — это координационный орган, образованный для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в целях выработки и реализации мер по повышению устойчивости экономики РФ в условиях санкций.

Решения Комиссии принимаются в упрощенном порядке (по сравнению с установленными Регламентом Правительства РФ) в соответствии со сроками, установленными самой Комиссией или ее президиумом.

В частности, к компетенции данной Комиссии относятся:

  • поддержка отдельных отраслей экономики, в том числе предоставление государственных гарантий Российской Федерации, бюджетных кредитов, субсидий, налоговых каникул;

  • защита внутреннего рынка, в том числе путем применения инструментов таможенно-тарифного и ценового регулирования;

  • обеспечение устойчивости финансового сектора;

  • предотвращение возможных кризисных ситуаций на рынке труда и устранение их последствий.

Среди мер поддержки российского бизнеса за февраль — март 2022 г.:

  • введение моратория на налоговые проверки;

  • предоставление налоговых каникул;

  • cпециальные меры поддержки IT-отрасли (постановление Правительства № 448 от 24.03.2022)

Также разработан ряд законодательных актов об антикризисных налоговых мерах поддержки.

Новые нормы планируется применять уже в апреле. В том числе речь идет о нормах, которые стимулируют перевод ценных бумаг (долей) российских организаций из собственности иностранных компаний в собственность российских физических лиц.

В этих целях от НДФЛ освобождаются доходы в виде имущества (кроме денег) и имущественных прав, полученных в 2022 г. от иностранной организации или иностранной структуры без образования юрлица. Это тоже касается тех, кто был контролирующим лицом или учредителем такой компании по состоянию на 31.12.2021 (Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“»).


1 Федеральный закон от 14.03.2022 № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа“ и статью 21 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“», далее — Федеральный закон от 14.03.2022 № 55-ФЗ.

2 Информация Министерства финансов РФ «Деятельность подкомиссии по выдаче разрешений (Указы № 79, № 81)», https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81/.

3 Перечень опубликован на сайте Министерства финансов РФ по ссылке https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81/.

4 Пункт 1 (в) Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»

5 Информация Росреестра «Росреестр о регистрации сделок с недвижимостью для лиц из недружественных стран», https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-o-registratsii-sdelok-s-nedvizhimostyu-dlya-lits-iz....