Крылатая фраза председателя Мао, цитируемая в заголовке статьи, сегодня обретает второе дыхание. Ни одна из стран ШОС, в которых живет более половины населения планеты, не ввела санкции против России. Наиболее успешно экономические связи развиваются с Китаем, Казахстаном, Киргизией и Ираном. Вместе с тем огромный потенциал роста есть у отношений с Индией. Дальнейшему сотрудничеству поможет создание независимой инфраструктуры: клиринговых центров, финансово-торговых хабов и международных транспортных коридоров.
В состав Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) входят девять стран (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Индия, Иран и Пакистан). Их общая территория составляет более 34 млн кв. км, то есть 60% Евразии. Численность населения государств ШОС равняется порядка 3,4 млрд человек — около половины населения Земли.
Среди главных целей ШОС, декларированных в ее Хартии, — содействие построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка, исключающего диктат военных альянсов. Во многом благодаря этому страны ШОС отказались вводить санкции против России.
В число государств — членов организации входит КНР, чья экономика является второй в мире по номинальному ВВП и первой по валовому продукту, рассчитанному по паритету покупательной способности.
Китай является крупнейшим внешнеторговым партнером России. По итогам 2021 г. объем двусторонней торговли достиг рекордного уровня в 146,88 млрд долл., что на 35,8% больше уровня предыдущего года. «За первые два месяца 2022 г. товарооборот уже составил 26,43 млрд долл.», — отметил бизнес-омбудсмен Борис Титов на конференции «Россия и Китай: совместное развитие и модернизация», которая прошла на днях.
Российские компании, по словам г-на Титова, готовы к активному наращиванию делового сотрудничества с китайскими партнерами. Китай быстро превращается в самый большой рынок сбыта товаров из соседних стран. Уже сегодня в Поднебесной средний класс (с доходами более 10 тыс. долл. в год) насчитывает свыше 400 млн человек. Россия может эффективно взаимодействовать с КНР в рамках его стратегии развития внутреннего рынка страны.
Однако в условиях финансовых санкций особую остроту приобретает проблема взаиморасчетов между нашими странами. «Ограничения затрудняют работу банковской системы, обслуживающей российско-китайские торговые операции, — подчеркнул Б. Титов. — Поэтому от лица Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития хотел бы предложить идею создания специального российско-китайского банка (клирингового центра), независимого от влияния третьих стран. Создание такой структуры позволит планомерно наращивать долю национальных валют во взаимных расчетах».
Похожая проблема увеличения доли национальных денежных единиц во взаимных расчетах стоит перед странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), часть членов которого, в свою очередь, входят в ШОС. Платежи в нацвалютах между государствами ЕАЭС выросли с 63% в 2013 г. до 74% по итогам 2021 г. При этом доля расчетов в долларах снизилась за этот же период с 36 до 19%.
Большинство торговых операций России на рынках ЕАЭС, по оценке замглавы МЭР Дмитрия Вольвача, уже сейчас проходит в рублях. «На данном этапе страны Союза активно работают над реализацией концепции по формированию общего финансового рынка ЕАЭС, что предполагает создание к 2025 г. единого наднационального органа по регулированию финансового рынка», — заявил г-н Вольвач.
Россия и Иран, по мнению посла Казема Джамали, высказанному на круглом столе в «Деловой России», могут создать финансово-торговый хаб, который будет способствовать облегчению сотрудничества российского и иранского деловых сообществ и приведет к ускоренному развитию торгово-экономических связей между двумя государствами.
Иран является важным и давним партнером России. «Оборот торговли между нашими странами увеличился за прошлый год на 81,7%, и есть еще огромный нереализованный в полной мере потенциал развития торгово-экономического сотрудничества», — заметил лидер делоросов Алексей Репик.
Еще один вектор развития сотрудничества с ШОС — торгово-экономические отношения с Индией. Эта страна занимает шестое место в мире по объему ВВП и первое место по численности населения. До пандемии COVID-19 экономика Индии росла в среднем примерно на 7% ежегодно с 2010 по 2019 г. Страна является одним из самых больших потребительских рынков в мире.
«После введения санкций Индия становится вторым (после Китая) по размерам рынком, который стал интересен для российских компаний», — комментирует ситуацию член генсовета «Деловой России» Ольга Куликова.
Индия имеет большой потенциал сотрудничества в сфере электронной коммерции. Крупнейшими электронными площадками торговли являются Amazon India (322,54 млн посетителей), Flipkart (242,62 млн) и Snap Deal (56,41 млн).
В числе потенциальных ниш торгового сотрудничества — импорт косметики, бытовой химии, сельскохозяйственной продукции, электроники, текстиля, БАДов и других товаров, ввоз которых сейчас ограничен из-за санкций, а также экспорт растительного масла, оборудования, ювелирных изделий, IT-продуктов.
Взаимным расчетам российских и индийских предпринимателей готов помочь Сбербанк. «Одним из наших продуктов является схема расчетов в национальных валютах. Это отличный инструмент для расчетов в текущих реалиях между российским и индийскими контрагентами. Этот продукт стал максимально востребован в последний месяц», — подчеркнул руководитель направления по работе с клиентами ПАО «Сбербанк» Александр Суслов.
«Данная схема расчетов не использует SWIFT, не применяет другие инструменты, которые могут попасть под какие-либо ограничения. Она довольно проста и поэтому надежна», — уверен г-н Суслов.
Дальнейшее продвижение торгово-экономического сотрудничества с ШОС во многом будет зависеть от создания финансовой и транспортной инфраструктуры, часть элементов которой уже сегодня можно использовать для успешного бизнеса со странами Востока.