Волна санкций в марте частично уже оказала негативное влияние на российскую экономику. Индикатор предпринимательской уверенности, представленный Росстатом, в добывающей индустрии оставался в позитивной зоне (0,5%), а в обрабатывающих производствах показал снижение (–2,6%). Ежедневный экономический стресс-индекс ВШЭ отражает «сигнал тревоги» в финансовом секторе, однако показатели реального сектора (потребление электроэнергии и грузоперевозки) находятся выше уровней прошлого года.
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) Росстата, отражающий обобщенное состояние деловой конъюнктуры, в марте 2022 г. в добывающем секторе составил 1,3% (в феврале — 2,7%), в обрабатывающих производствах равнялся –2% (месяцем ранее — 2,3%).
С исключением сезонного фактора ИПУ в первом месяце весны выглядел слабее. В добывающей промышленности индикатор был на отметке 0,5% (в конце зимы — 2,2%), в обрабатывающем сегменте составил –2,6% (в феврале — 0,9%).
Постепенно сокращаются оценки показателей операционной работы отечественных предприятий. Баланс оценок руководителей компаний спроса на продукцию (портфеля заказов) в марте в добыче полезных ископаемых равнялся –14% (в последнем месяце зимы — –13%), в обрабатывающем секторе составил –26% (в феврале — –24%).
Тем не менее бизнесмены надеются на улучшение ситуации в экономике, причем скоро. Количество оптимистов, ожидающих рост производства в течение ближайших трех месяцев, превысило число ожидающих снижения выпуска продукции в добыче полезных ископаемых на 8 п.п. (доля респондентов, прогнозирующих увеличение выпуска, — 14%, снижение — 6%).
В обрабатывающей индустрии количество оптимистично настроенных предпринимателей было на 12 п.п. выше пессимистов (доля респондентов, ожидающих увеличения выпуска, — 24%, снижения — 12%).
Экономическую ситуацию в своей организации по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 11% и удовлетворительной — 76% (в обрабатывающих производствах — 10 и 73% соответственно).
Улучшения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добыче полезных ископаемых 18% опрошенных, в обрабатывающих производствах — 21%. При этом число оптимистов превысило количество тех, кто ожидает ухудшения экономической ситуации в добыче, на 10 п.п. и в обрабатывающем сегменте — на 2 п.п.
На высоком уровне в марте оставалась средняя загрузка производственных мощностей. В добывающей промышленности — 58%, в обрабатывающих производствах — 61%.
В рейтинге факторов, ограничивающих, по мнению руководителей, рост производства, преобладают неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке и высокий уровень налогообложения.
Кому кризис, кому — новые возможности
Различную реакцию бизнеса в разных отраслях на экономические санкции также отражают опросы, которые проводит Партия Роста. Так, компании агропромышленного комплекса сохраняют объемы выпуска продукции и даже увеличивают зарплаты своим сотрудникам. По словам топ-менеджера Самарского конного завода «Ермак» Кирилла Ермоленко, компания полностью сохраняет объемы производства. Причем смежные предприятия, поставляющие дизельное топливо, идут навстречу сельхозпроизводителям и предоставляют рассрочку при его поставках. Это позволило не только не сокращать численность работников, но даже увеличить им заработную плату на 10%, чтобы компенсировать выросшие потребительские цены.
Весьма успешно работает группа компаний «Далини», которая занимается продажами грузовой техники, запчастей и перевозками в Набережных Челнах. Объем реализации автозапчастей вырос, по оценке директора предприятия Руслана Нигматулина, в марте на 30%. Поэтому число работников в этом сегменте бизнеса пришлось увеличить. Размеры грузоперевозок остались на уровне февраля.
Нейтральными можно назвать оценки деловой активности в марте, которые дал работе своей бензозаправки предприниматель из Подмосковья Андрей Севостьянов. После начала военной операции в Украине поставщики бензина слегка снизили оптовые цены, в результате объемы продаж удалось удержать на уровне февраля практически без потерь.
В более сложном положении оказалась свердловская юридическая компания «ЭНСО». Объем оказываемых услуг, по оценке управляющего партнера Алексея Головченко, упал практически вдвое на фоне снижения спроса. Предприятие пока не сокращало сотрудников, но без поддержки государства в форме льготных кредитов и субсидий здесь явно не обойтись.
На снижение спроса жалуется владелец казанского ООО «Tolstoywear» Михаил Кузнецов, который объясняет его сокращение посттравматическим психологическим шоком после введения санкций. Правда, по его мнению, этот синдром уже начал проходить, что связано с уходом ряда зарубежных брендов из России. У отечественных компаний появился шанс заместить ушедших конкурентов, но пока это сделать не так легко из-за выросшего курса доллара, что приводит к подорожанию материалов. Многое будет зависеть от того, насколько устойчивым будет укрепление рубля, которое наблюдается в последние дни.
Стресс-индекс поднялся, но не везде
Ежедневный экономический стресс-индекс (DESI), который рассчитывает Центр развития «Вышки», в течение недели, с 22 по 28 марта текущего года, не опускался ниже 60%, хотя немного сократился относительно своего пика, достигнутого в середине марта.
Уровень стресса остался высоким, «сигнал тревоги» — ясным и отчетливым. Практически все показатели рисков, так или иначе связанные с денежным и валютным рынком, вновь превысили свои «пороговые уровни», хотя в некоторых случаях и не столь сильно, как в первой декаде — середине марта. В частности, снизился дисконт по российской нефти Urals, заметно укрепился курс рубля, возобновились — при некоторых ограничениях — торги акциями российских компаний.
«При этом спад в реальном секторе все еще только намечается: динамика потребления электроэнергии и железнодорожных грузоперевозок хотя и замедляется, остается позитивной. Прирост, соответственно, на 2,6 и 0,6% по сравнению с соответствующей неделей 2021 г.», — комментирует ситуацию эксперт ЦР Сергей Смирнов.
Индекс потребительской активности «Сбера» для Москвы опустился ниже середины интервала «обычного потребления», а точнее — до уровня «только покупки у дома». Период ажиотажного потребительского спроса явно миновал.
В целом сценарий значительного снижения экономической активности, по мнению г-на Смирнова, представляется безальтернативным. Факторов, которые позволят полностью избежать этого, сейчас не видно.
Вместе с тем стоит отметить интересную деталь: уровень Ежедневного экономического стресс-индекса сейчас находится ниже значений, которые он демонстрировал в 2015 г. (78%) и 2009 г. (86%). Пока экономика чувствует себя более уверенно, чем во время двух предыдущих кризисов.