Ученые-экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования предложили ответы на бурный поток санкций со стороны недружественных России государств в надежде, что это позволит остановить, а затем и во многом нивелировать его действие.
В аналитической записке эксперты ЦМАКП называют следующие восемь ключевых вызовов и возможные ответные компенсирующие меры в области экономической политики.
Обеспечение критического импорта
Ответом на этот вызов авторы записки видят переход к симметричному принципу взаимного ограничения поставок. То есть условием поставок важнейшей продукции из России в недружественные страны (энергоносителей, металлов, минеральных удобрений и прочего, по уточненному в дальнейшем списку) должно стать сохранение встречных поставок импортной продукции (по списку критически важных товаров) не ниже среднего уровня за предшествующие несколько лет (например, 2017—2019 гг.). Контроль должен проводиться на реже раза в месяц (на первом этапе — раз в неделю), при снижении поставок ниже определенного уровня должно проводиться соответствующее уменьшение страновой квоты российского экспорта.
«Дополнительными условиями сохранения критически важных поставок должно стать отсутствие ограничений на репатриацию валютной выручки российских экспортеров и/или использования ее для приобретения товаров, услуг и активов в третьих странах», — пишут специалисты ЦМАКП.
Невозможность проведения внешнеторговых расчетов
По поводу этого вызова они констатируют, что состоявшаяся блокировка США зарубежных счетов российских банков и риск аналогичных действий со стороны ЕС может привести к отсутствию технической возможности проводить внешнеторговые расчеты в долларовой зоне и зоне евро. Одновременно в результате введения капитального контроля российский рубль перешел в разряд неконвертируемой валюты на мировых рынках капитала, что будет затруднять обслуживание внешнеторгового оборота за рубли.
Авторы анализа считают, что в краткосрочной перспективе преодоление этого вызова возможно через проведение оплаты импорта непосредственно с зарубежного счета крупного нефтегазового экспортера или специально созданного института, выступающего в роли «агрегатора доходов» от экспорта компаний нефтегазового сектора. Сохранение сильного торгового баланса позволит обеспечить финансирование контрактов импортеров «нефтедолларами», аккумулируемыми на этом зарубежном счете.
Параллельно с использованием этой схемы ученые ЦМАКП предлагают приступить к формированию недолларовой системы международных расчетов совместно с Китаем, Индией и другими заинтересованными странами (в качестве примера названы государства ЕАЭС, ЮВА, Иран, Турция и др.).
По замыслу авторов записки, страны, вошедшие в эту систему, будут проводить взаимные расчеты с использованием новой платежной единицы. Внутренняя стоимость этой единицы обеспечивается имеющимися у стран-участниц ресурсами (золотом и драгоценными металлами). Ресурсы, обеспечивающие стоимость единицы, могут быть как в наличной форме (монетарное золото в хранилищах), так и в форме безусловного обязательства по их поставке за короткий период. Курс единицы привязан к средневзвешенной цене обеспечивающих ее ресурсов на мировом рынке. Клиринговый центр системы в момент проведения внешнеторговых операций проводит конвертацию национальных валют в платежную единицу. В дальнейшем предполагается создание вторичного рынка этой единицы, позволяющего другим странам использовать ее в качестве резервной валюты.
Уход из России иностранного бизнеса
Аналитики ЦМАКП ратуют за предоставление российским компаниям возможности выкупать такой бизнес. При этом они отмечают, что в условиях высоких ставок выдача банковских кредитов под покупку компаний ограничена.
«Ответом на вызов может стать создание специальной структуры (например, на основе ВЭБ), которая будет эмитировать долговые ценные бумаги в размере стоимости выкупаемого бизнеса на срок в несколько лет. Российский покупатель привлекает кредит в виде этих ценных бумаг и передает их продавцу-иностранцу — аналог сделки LBO (leverage buy-out — выкуп компании за счет кредита под залог выкупаемого актива). К концу срока обращения ценных бумаг покупатель возвращает средства государственной структуре, а она за счет них погашает свои ценные бумаги перед иностранным лицом. Таким образом, непосредственно в момент выхода иностранного собственника эмиссия „новых“ денег отсутствует», — описывают ученые предлагаемый ими механизм.
«Паралич» кредитного рынка из-за высоких ставок
Чтобы предотвратить развитие по такому сценарию, крупнейшим банкам с государственным участием (Сбербанк, ВТБ) эксперты ЦМАКП предлагают осуществлять кредитование оборотных средств корпоративных клиентов эмитируемой собственной цифровой валютой (стейблкоином, привязанным к рублю) по низким ставкам. Предприятие, получившее такой кредит, может использовать стейблкоин для осуществления расчетов с поставщиками в рамках платежных цепочек. Конечный получатель стейблкоина в цепочке может сохранить их на руках (на счет в стейблкоинах должен начисляться небольшой процент) либо конвертировать его в обычные деньги (банк-эмитент обязуется осуществлять такую конверсию в определенные периоды). Дополнительно для поддержания ликвидности рынка стейблкоинов крупнейших банков с государственным участием ЦБ РФ может начать принимать их в качестве обеспечения по выдаваемым ломбардным кредитам.
Дополнительно такой механизм позволит отслеживать целевой характер использования средств, получаемых предприятиями на поддержку оборотного капитала, полагают авторы анализа.
Сжатие фондового рынка
Они отмечают: «Существенная недооцененность акций российских компаний качественно затрудняет: а) привлечение предприятиями и банками кредитов под залог ценных бумаг; б) „мягкую передачу“ бизнеса выходящими из России иностранными компаниями российским собственникам; в) сохранение доверия населения к фондовому рынку как направлению инвестирования (без чего на долгие годы будет разрушен потенциал привлечения бизнесом „длинных денег“ внутри страны)».
В этой ситуации, по мнению экспертов ЦМАКП, покупка стратегическими отечественными инвесторами пакетов акций иностранного бизнеса может осуществляться через механизм LBO с привлечением ВЭБ, как описано выше.
Размораживание средств населения может быть осуществлено с помощью механизма выкупа ценных бумаг за счет средств ФНБ, который уже объявил о выходе на фондовый рынок. Выкуп ценных бумаг ученые предлагают осуществить по ценам накануне кризиса, но не дороже цен приобретения. При этом средства поступают на специальные счета, которые «раскрываются» населению поэтапно, в течение определенного переходного периода (например, двух лет), для того чтобы избежать возникновения инфляционного эффекта. При этом в течение всего переходного периода «нераскрытые» средства на специальных счетах нельзя использовать для оплаты текущих расходов, но можно — для покупки других ценных бумаг.
Курсовые шоки рубля
Периодически возникающие внешние шоки часто сопровождаются чрезмерным ажиотажным спросом на валюту, что усугубляет инфляционные процессы.
Аналитики ЦМАКП отмечают, что сейчас возможности Банка России по предотвращению разрушающих спекуляций ограничены блокировкой ЗВР, номинированных в долларах и евро. Они считают, что при определенных условиях возможно пополнение ЦБ РФ доступной ему ликвидности в долларах США или другой валюте путем привлечения у ЦБ РФ дружественной страны кредита под залог имеющихся у ЦБ РФ активов в золоте, или СДР, или другой валюте.
Также ученые полагают, что в будущем ограничению спекулятивного спроса населения на валюту может способствовать расширение использования им обезличенных металлических счетов как альтернативного инструмента сбережения. По их мнению, росту популярности этих вложений может служить введение системы страхования таких счетов по аналогии с банковскими депозитами, а также снижение банками спреда между котировками купли-продажи единиц драгоценных металлов.
Рост потребности в импортозамещении
«Ответ на этот вызов — ускоренное „выращивание“ компаний, способных стать лидерами в технологической сфере. Это позволит закрывать те критические области, где зависимость производства от импорта технологий чрезмерно высока», — логично полагают авторы записки.
Они предлагают для решения такой задачи создать институт (например, фонд), обеспечивающий комплексную финансовую поддержку компаний на всех стадиях развития бизнеса. Фонд будет осуществлять взаимодействие с широким кругом финансовых институтов и инвесторов — начиная от программ финансирования другими институтами развития и заканчивая локальными и глобальными инвестиционными и/или суверенными фондами.
Рост безработицы
Поддержку занятости в аналитической записке ЦМАКП предлагается оказать предоставлением льготных кредитов предприятиям, увеличивающим занятость, сохраняющим ее даже при возникновении убытков и принимающим на работу уволенных. В последнем случае предполагается, что предприятие, получившее кредит на сохранение занятости по льготным ставкам, при невозможности удержания занятости может договориться о переводе (с переобучением) увольняемых людей на рабочее место в другой компании, с передачей кредита на льготной основе. В противном случае этот кредит предприятие должно будет погасить на рыночных условиях. «При этом следует ввести условие о погашении кредита за счет средств бюджета в случае сохранения конкретным занятым нового рабочего места в течение длительного времени (например, трех лет)», — предлагают эксперты ЦМАКП.