Характерной чертой развития мировой экономики является увеличение вклада сектора услуг в добавленную стоимость, который вырос с 61% в 1970 г. до 68% в 2020-м, отмечали участники Апрельской конференции ВШЭ. Широкое внедрение цифровых технологий стало дополнительным импульсом сервисизации компаний. В России назрела необходимость «настройки» промышленной политики на стимулирование развития услуг: тиражирование лучших практик и расширение инвестиций в человеческий капитал.
Глобальный сектор услуг в последние пятьдесят лет, по оценке директора по экономической политике ВШЭ Юрия Симачева, прозвучавшей на XXII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, обгонял промышленность по темпам роста во всех группах стран — развитых, с формирующимися рынками и развивающихся государствах. При этом наибольшее ускорение наблюдалось в начале 2000-х в странах со средним уровнем доходов.
Развитие сервисизации российской экономики, по мнению замдиректора Центра структурной политики «Вышки» Михаила Кузыка, можно подразделить на три качественно различных этапа.
В 1990—2000 гг. в России наблюдался рост сектора услуг в ВВП, обусловленный тем, что он сокращался медленнее, чем экономика в целом. Это было связано с трансформационным характером развития (значительные структурные изменения в сочетании с падением доходов населения) и формированием новых секторов (переформатированием существовавших), в частности оптовой и розничной торговли, гостиничного бизнеса, кафе и ресторанов.
Начиная с 2000 г. увеличение вклада сектора услуг в ВВП замедлилось, при этом наблюдался рост в таких крупных сегментах услуг, как операции с недвижимым имуществом, аренда, бытовые услуги, строительство. В этот период сфера услуг в основном сохраняла свою прежнюю структуру, но при этом повышались уровни сервиса и качество предоставления услуг.
После 2010 г. сектор услуг в российском ВВП вновь начинает расширяться, что объясняется в определенной мере увеличением запроса на новые типы сервисов, связанных с цифровизацией и инновациями. Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области выросли в этот период более чем в 2,5 раза, ремонт компьютеров и других предметов личного потребления — в два раза, а финансовая, страховая, почтовая, курьерская, профессиональная научная и техническая деятельность — более чем в 1,5 раза.
Индустрия одежды и моды на волне сервисизации
Ярким примером успешного развития услуг в сочетании с промышленным производством является индустрия одежды и моды, которая во всем мире обеспечивает крупнейший сегмент непродовольственного ретейла.
Сектор одежды и моды отличается высокой сервисизацией в сфере оптовой и розничной торговли. Это в существенной мере объясняется интеграцией отрасли в глобальные цепочки создания стоимости: здесь участвуют международные компании, у которых производство сырья и готовых изделий, как правило, расположено в развивающихся странах (Китае, Вьетнаме, Бангладеш, Индии, Камбодже и некоторых других государствах). В то же время основное потребление по-прежнему сосредоточено в развитых странах.
В России по сравнению с другими странами отмечается относительно более высокий вклад сектора торговли и одновременно относительно более низкая лепта сегмента прочих бизнес-услуг (включая разработки и дизайн).
Между тем в глобальной индустрии одежды и моды можно выделить широкий ряд новых (возникших в последние три года) типов сервисов, что, в свою очередь, в долгосрочной перспективе будет определять вектор развития отрасли.
Во-первых, рост электронной коммерции в секторе одежды и моды, а также расширение форматов партнерств производителей с цифровыми платформами как развитие постпроизводственных сервисов.
Кризис, вызванный COVID-19, резко ускорил темпы роста электронной коммерции в швейной и обувной промышленности. Поскольку потребителям становится все удобнее совершать покупки через интернет, а розничные компании уделяют больше внимания своему присутствию в глобальной информационной сети, дальнейшее увеличение электронной коммерции будет устойчивым. Согласно исследованию Euromonitor International «Розничная торговля», глобальные продажи одежды и обуви через каналы электронной коммерции будут расти на 6% в течение 2022—2025 гг.
Бренды и ретейлеры все чаще инвестируют в новые технологии, направленные на развитие бесконтактного взаимодействия компаний и покупателей. Например, ASOS и Net-A-Porter сотрудничают с технологической фирмой Zeekit для запуска виртуальных примерочных. Во-вторых, шопинг в социальных сетях как элемент развития постпроизводственных сервисов. После закрытия магазинов в период локдаунов использование социальных сетей для поиска и покупки модной одежды быстро набрало обороты. Большая часть (74%) потребителей во всем мире говорят, что на их покупки больше, чем до пандемии, влияют социальные сети.
Представление брендов в социальных сетях стало распространенным явлением на большинстве товарных рынков, однако следующая проблема для продаж возникает при оплате товаров. Чтобы связать бренды с потребителями, социальные сети активизируют разработку возможностей для покупок в приложениях. К примеру, TikTok расширяет свои деловые партнерства, тестируя живые покупки с отдельными брендами.
В-третьих, бренды все активнее работают над концепцией «умной» одежды, которая в будущем могла бы значительно облегчить жизнь покупателям.
Корректировка промполитики в повестке дня
В условиях нестабильности международных отношений и неопределенности перспектив экономики сегодня высока потребность в новых факторах экономического роста, одним из которых может стать расширение сферы услуг.
«Сервисизация экономики может рассматриваться в качестве альтернативного маркера конкурентоспособности, — считает профессор Уральского федерального университета Людмила Ружанская. — Накопление критической массы сервисов для промышленной компании вдоль всей цепочки создания стоимости выгодно отличает ее от прочих предприятий».
Компании с развитой сервисизацией производства имеют более высокие шансы успешно работать на внешних рынках. Более того, средняя производительность таких предприятий значительно выше аналогичных показателей предприятий-экспортеров, мало использующих дополнительные услуги.
Это дает основания для пересмотра контуров промышленной политики в России. Для расширения позитивных эффектов от сервисизации в отечественной индустрии необходимо использование инструментов госрегулирования, направленных на горизонтальное тиражирование лучших практик, в том числе связанных с цифровизацией бизнес-процессов, а также поиском отечественных и зарубежных поставщиков услуг и выстраиванием долгосрочных отношений с ними.
Важнейшим условием такого подхода является приобретение компетенций на стыке технологий производства и оказания услуг, а также расширение инвестиций в человеческий капитал — подготовку высококвалифицированных кадров, без которых невозможно увеличение доли услуг в современной экономике.