В среду, 6 апреля, Минфин сообщил, что не смог расплатиться долларами с иностранными держателями еврооблигаций «Россия-22», срок погашения которых наступил 4 апреля. Министерство, выходит, решило не уступать ни доллара американским коллегам.
Российские инвесторы в облигации получили рубли в рамках процедуры выкупа, проведенной 31 марта и покрывшей три четверти обязательств Минфина — 1,5 млрд из 2 млрд долл. Остальное Минфин планировал перечислить в валюте держателям-нерезидентам. Однако в последний момент Минфин США заблокировал такую возможность, запретил платить с замороженных санкциями счетов. Во вторник, 5 апреля, официальный представитель Белого дома Джен Псаки так говорила на брифинге: «Они будут вынуждены выбирать между опустошением оставшихся долларовых резервов, использованием новой выручки или дефолтом». Российские власти выбрали последний вариант. Минфин сообщил в пресс-релизе, что выплаты держателям евробондов были проведены в рублях по курсу ЦБ РФ на счет в Национальном расчетном депозитарии. А значит, заявило ведомство, «обязательства исполнены в полном объеме».
Вряд ли инвесторы считают так же. Российские аналитики сухо указывают, что теперь технический дефолт может быть объявлен по истечении 30-дневного периода. А вот за эти 30 дней иностранным властям и инвесторам предстоит решить, считать случившееся дефолтом или нет. Ведь Минфин готов заплатить, не он вводил ограничения.
Bloomderg отмечает, что рынок кредитно-дефолтных свопов — инструментов, оценивающих платежеспособность заемщиков, — закладывает в котировки 99% вероятности, что дефолт состоится. Не ясно только, возникнет ли кросс-дефолт по другим суверенным еврооблигациям, общий объем которых составляет 40 млрд долл.
Вот это уже серьезная сумма. Если кросс-дефолт будет, то кредиторы начнут пытаться арестовывать активы РФ. Понятно, что их взоры обратятся на заблокированные золотовалютные резервы России (по данным главы британского МИД Лиз Трасс — порядка 360 млрд долл.). Держатели российских евробондов могут подать иски в американские суды и выиграть. Но добиться реальных выплат, например из замороженных активов России, будет очень сложно, считают международные юристы.
К сведению
Известны два дефолта, один валютный и один рублевый. В 1918 г. большевики отказались платить по царским долгам. Это валютный. В 1998 г. рухнула пирамида ГКО, которая была, как известно, рублевая