По данным Минфина, профицит федерального бюджета в I квартале 2022 г. сложился на уровне 1,15 трлн руб. Такой результат в большей степени объясним сильными показателями за январь и февраль, которые практически не были подвержены кризисным эффектам. Разбирают ситуацию аналитики Райффайзенбанка.
Аналитики Станислав Мурашов и Григорий Чепков считают, что профицит бюджета в I квартале вырос на нефтегазовых доходах. Они отмечают в своем обзоре, что в доходной части первые признаки замедления в бюджетных поступлениях заметны в ненефтегазовом сегменте (спад на 2% м./м. с исключением сезонности), и эта тенденция сохранится в ближайшие месяцы. Эксперты напоминают, что эффект от экономических шоков может сказываться на бюджетной статистике с небольшим лагом: например, в коронакризисный период просадка ненефтегазовых доходов произошла только в мае 2020 г. Нефтегазовые доходы в марте выросли, что во многом связано с неежемесячными поступлениями по налогу на добавленный доход (НДД) — 226 млрд руб.
За I квартал 2022 г. в целом сильный результат обеспечен ценовой конъюнктурой. Средняя цена нефти марки Urals сложилась вблизи 90 долл./барр., газовые котировки также находятся у исторических максимумов. При этом сокращение физических объемов экспорта нефти по году в целом может быть довольно сдержанным, полагают аналитики, хотя в месячном выражении спад в ближайшие месяцы окажется значительным благодаря возможным продажам с дисконтом и перенаправлению продаж, а также с учетом действовавших в прошлом году ограничений ОПЕК++ на добычу.
При всем этом в условиях растущих цен на газ и отсутствия значительных ограничений совокупные нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться не меньше уровня 2021 г., считают эксперты. Антикризисные расходы бюджета будут планироваться с учетом инфляционного давления. Расходы федерального бюджета ускорились на 12% м./м. с исключением сезонности, в том числе в марте выросли траты на социально-культурные мероприятия и здравоохранение (на 170 млрд руб. и 320 млрд руб. относительно среднего уровня в январе — феврале). Официальной информации и деталей в СМИ о новой структуре расходов бюджета пока мало, сетуют эксперты. По словам министра финансов Антона Силуанова, министерство планирует расходы не только с учетом антикризисной поддержки в текущем году, но и с оглядкой на среднесрочную перспективу.
«Как мы понимаем, помимо прочего, Минфин, скорее всего, учитывает потенциальную проинфляционность бюджетного канала — масштабная социальная поддержка может дать дополнительный импульс раскручиванию инфляционной спирали», — завершают обзор аналитики.