Новый мораторий на банкротство: тенденции и перспективы для компаний и граждан

| статьи | печать

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» с 01.04.2022 введен новый мораторий на банкротство сроком на шесть месяцев. Подобный мораторий уже вводился властями во время локдауна в период острой эпидемии коронавируса. Однако тогда мораторий применялся только к некоторым отраслям и предприятиям. Нынешний мораторий отличается своими масштабами и распространяется также на граждан и все организации (за исключением проблемных застройщиков). Кроме того, введение моратория на банкротство влечет за собой другие последствия, напрямую с банкротством не связанные, которые участники оборота, как правило, не ожидают. В статье рассмотрим такие особенности моратория, а также судебную практику по вопросам моратория на банкротство.

Говорить о том, что мораторий на банкротство является новой реабилитационной мерой для российской экономики, уже не приходится. 01.04.2020, одновременно с введением локдауна в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции, в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) были внесены поправки, позволяющие правительству для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) вводить на определенный срок мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов (Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

На основании предоставленного права Правительство РФ в 2020 г. практически незамедлительно, с 06.04.2020, ввело первый мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов в отношении стратегических и системообразующих предприятий, а также наиболее пострадавших отраслей экономики (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников»). Стратегические и системообразующие предприятия тогда определялись на основании перечней, утверждаемых Президентом и Правительством РФ, а наиболее пострадавшие отрасли были определены исходя из сферы деятельности, куда, в частности, была отнесена деятельность в сфере транспорта, культуры, досуга, спорта, туризма, общественного питания, стоматологической помощи, торговли некоторыми непродовольственными товарами и др.

Другими словами, в основном это были те отрасли в сфере услуг или торговли, деятельность которых была ограничена в связи с введением мер борьбы с коронавирусом. Однако отчасти проблематичным являлось то, что должники признавались относящимися к наиболее пострадавшим отраслям экономики исходя из зарегистрированного основного вида деятельности по ОКВЭД, внесенного в ЕГРЮЛ. В результате значительная часть бизнеса могла не получить поддержку в виде моратория по формальным основаниям, хотя и являлась пострадавшей от введения локдауна.

Возможно, именно поэтому сегодняшний мораторий на банкротство носит всеобъемлющий характер. Хотя нельзя исключать и то, что общий характер нынешнего моратория может быть связан с напряженностью экономики в связи с санкциями, общей усталостью бизнеса после «ковидных» ограничений, а также другими факторами.

Также в рамках «ковидного» моратория сформировалась первая правоприменительная практика в указанной сфере. В частности, было принято постановление Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ „О несостоятельности (банкротстве)“», далее — Постановление Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44. То есть текущий мораторий уже имеет под собой определенный наработанный «фундамент».

В качестве наследия от «ковидного» моратория также на период действия моратория сохранилась возможность проводить заочные собрания в рамках действующих процедур банкротства (п. 5 ст. 9.1 Закона о банкротстве).

Злоупотребление правом на мораторий — под запретом

Особенно следует отметить, что тогда ВС РФ подчеркнул недопустимость заведомо недобросовестного использования моратория на банкротство теми участниками оборота, положение которых не ухудшилось. В частности, Пленум закрепил сохранение возможности взыскания с таких должников неустойки и других финансовых санкций за период действия моратория, если будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44).

В конкретных делах ВС РФ также высказывался об «автоматическом» применении моратория на банкротство со всеми вытекающими последствиями для лиц, на которых он распространяется.

При этом ВС РФ также указал на то, что мораторий применяется ко всем долгам независимо от наличия причинной связи между образовавшей задолженностью и кризисной ситуацией: «Возникновение долга по причинам, не связанным с теми, в связи с которыми введен мораторий, не имеет значения. Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами» (Определение ВС РФ от 19.04.2021 № 305-ЭС20-23028 по делу № А40-54774/2020). В этом же деле ВС РФ указал на необходимость судам самостоятельно проверять наличие оснований для применения моратория независимо от заявления соответствующих доводов сторонами спора.

Аналогичная позиция по «автоматическому» применению моратория также была занята Коллегией по гражданским делам ВС РФ (Определение ВС РФ от 29.06.2021 № 46-КГ21-14-К6).

Иногда суды занимают противоположную позицию и указывают на необходимость должнику доказывать ухудшение его положения (например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.11.2021 по делу № А40-248560/2020).

Однако в большинстве случаев позиция ВС РФ о презумпции применения моратория находит отражение в практике судов (например, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.07.2021 по делу № А73-16442/2020, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.2021 по делу № А03-18229/2020).

Как правило, на практике суды приходили к выводу об отсутствии оснований для освобождения должников от уплаты финансовых санкций на основании данных о сохранении или росте прибыли по бухгалтерской отчетности за период действия моратория (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021 по делу № А60-12801/2020, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу № А83-16235/2020).

Аналогично контролирующие лица должника, которые заведомо знают об отсутствии какой-либо возможности успешного преодоления кризиса, также остаются подвергнутыми риску субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве в период действия моратория (абз. 3 п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44).

Однако в части возможности возбуждения дел о банкротстве таких должников по заявлению кредиторов Пленум, судя по всему, остался на более формальных позициях, установив, что при рассмотрении вопроса о возможности принятия заявления обстоятельства, касающиеся связи задолженности с основанием введения моратория, судами не исследуются (абз. 1 п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44).

Сроки моратория

«Ковидный» мораторий был введен сроком на шесть месяцев, а после продлен еще на три месяца, до 07.01.2021 (постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников»).

Новый мораторий также вводится на шесть месяцев, с 01.04.2022 по 01.10.2022. Символичным оказалось, что новый мораторий вступил в силу ровно через два года после момента внесения в Закон о банкротстве изменений, предоставляющих Правительству РФ полномочия на введение моратория в кризисных ситуациях. При этом говорить на сегодняшний день о продлении моратория, судя по всему, преждевременно, однако следует отметить, что такой опыт уже был в недавнем прошлом и его повторение напрямую будет зависеть от экономической ситуации.

В чем суть моратория на банкротство

Так называемый мораторий на банкротство не препятствует кредиторам в процедуре банкротства. Мораторий — это временная мера, которая должна дать бизнесу возможность реабилитации в условиях введенного санкционного режима. Другими словами, это время, которое предоставляется экономике для приспособления к нынешним условиям. Кто-то из предпринимателей найдет возможность замещения своей продукции и составляющих отечественными аналогами, кто-то приспособится к обстоятельствам, а другие попытаются занять новую нишу. Для всего этого бизнесу нужно время.

Поэтому сам по себе вид реабилитационной процедуры в виде моратория в условиях сложной экономической ситуации является мерой разумной и оправданной для экономики в целом.

Безусловно, отдельные кредиторы будут страдать от невозможности вернуть свои кредиты здесь и сейчас. Однако, с другой стороны, следует понимать, что в процедуре банкротства до момента расчета с кредиторами проходит немало времени (в среднем около двух лет).

Кроме того, в процедуре банкротства кредиторы обычно не получают всю сумму долга. Так, исходя из данных Федресурса, размер удовлетворения требований кредиторов по завершенным процедурам банкротства за I квартал 2022 г. составляет 5,7% (расчет из валового значения по сумме требований кредиторов и сумме удовлетворения)1.

Причем указанная статистика представляет собой информацию по удовлетворению требований как залоговых, так и незалоговых кредиторов. По имеющейся статистике Федресурса за 1-е полугодие 2021 г. степень удовлетворения кредиторов, обеспеченных залогом, составила 18,9%, среди кредиторов, не обеспеченных залогом, — 1,6%, а вот доля банкротств, в которых кредиторы получили «0», на тот же период составила 59,4%2. И напротив, если руководствоваться статистикой Федресурса по итогам 2021 г. о введении процедуры конкурсного производства в отношении компаний, занятых в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания, то распределение банкротств по 2019, 2020 и 2021 гг. составляют следующие показатели — 222, 138 и 176 новых должников, признанных банкротами в указанные годы, соответственно.

В сфере транспорта и хранения аналогично — 621, 444 и 514 новых должников, признанных банкротами. Из этой статистики видно, что в «ковидный» 2020 г. в сферах, где действовал мораторий на банкротство, количество банкротств закономерно снижалось, а после начало стремиться к своим прежним показателям3.

Также немаловажным здесь будет оценить статистику по банкротствам в указанных отраслях за I квартал 2022 г., учитывая, что с учетом сроков рассмотрения дел судами и сроков процедуры наблюдения с момента подачи заявления о банкротстве и до момента признания должника банкротом может проходить порядка одного года. Однако пока данная статистика не опубликована. С учетом далеко не радужных перспектив, которые может давать удовлетворение в рамках процедур банкротства, кажется, что предоставление должникам полугодовой отсрочки в возврате долга может быть вполне резонной мерой для экономики.

При этом под мораторий не подпадают заявления кредиторов о банкротстве, принятые к рассмотрению до 01.04.2022. Рассмотрение указанных дел о банкротстве продолжается. Также во время действия моратория право на подачу заявления о банкротстве сохраняется за самими должниками. Однако контролирующие должника лица освобождаются от обязанности по подаче заявления и соответствующей субсидиарной ответственности за несвоевременную подачу заявления на период действия моратория.

Добровольный выход из-под моратория

Мораторий на подачу кредиторами заявлений о банкротстве, по сути, является своеобразной восстановительной процедурой для экономики от негативных кризисных явлений. Однако, как и любой план «реабилитации», мораторий предусматривает особый режим функционирования. Так, в частности, в период действия моратория должники не вправе производить выплату дивидендов, доходов по паям, распределять прибыль среди участников и др. (подп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве).

В связи с этим для выхода из-под действия указанных ограничений должники вправе отказаться от применения в отношении них моратория путем внесения соответствующей информации в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) (абз. 3 п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве). При этом в случае продления действия моратория ранее сделанный отказ аннулируется и лицо снова оказывается защищенным мораторием. Для повторного выхода из-под действия моратория необходимо будет сделать новое заявление (абз. 5 п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве).

Мораторий — это история не только про банкротство

На первый взгляд, может показаться, что антикризисные меры в рамках банкротного моратория сводятся только к запрету на подачу новых заявлений кредиторами. На самом деле вслед за объявлением Правительством РФ моратория на банкротство автоматически запускаются все сопутствующие защитные механизмы экономики, предусмотренные в п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве.

В частности, на период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до 01.04.2022 (кроме требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, об уплате алиментов) (абз. 5 п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44). При этом действие обеспечительных мер, в том числе аресты и иные ограничения в отношении имущества должника, сохраняется.

Кроме того, действие моратория не допускает также обращения взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке. В частности, мораторий является основанием для отказа в удовлетворении иска об обращении взыскания на предмет залога (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу № А24-3772/2020).

Более того, на период действия моратория не будут применяться финансовые санкции (неустойки, штрафы, пени) за нарушение сроков исполнения обязательств, а также пени за просрочку в уплате налогов и других обязательных платежей, возникших до даты введения моратория. Тем не менее кредитор вправе доказать злоупотребление мораторием должником, не пострадавшим от кризисной ситуации, и взыскать с последнего финансовые санкции за просрочку в исполнении обязательств (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44).

Указанные меры связаны с тем, что, по сути, банкротный мораторий — это период отсрочки, представляемый должнику, с сохранением статуса-кво для обеспечения возможности найти средства для расчета с кредиторами, предложения плана реабилитации или принятия решения о ликвидации в процедуре банкротства. Отсутствие подобных ограничений лишало бы смысла введение моратория на банкротство, поскольку должник бы оставался «без почвы под ногами» в виде имущества, за счет которого он может получать доходы и на основании которого может быть реализован план реабилитации.

Поэтому мораторий — это история не только про банкротство, это также приостановление исполнительных производств, запрет на обращение взыскания на залоговое имущество и применение финансовых санкций.

Особенности действия моратория для застройщиков

В качестве исключения Правительство РФ не стало применять мораторий на банкротство для тех застройщиков, в отношении которых по состоянию на 01.04.2022 были внесены сведения в Единый реестр проб­лемных объектов. Это те застройщики, которые в сфере долевого строительства допустили нарушение сроков сдачи объектов более чем на шесть месяцев.

Кроме того, помимо кредиторов, правом на подачу заявления о банкротстве застройщиков в силу их специфики обладает также Фонд развития территорий (п. 2.6 ст. 201.1 Закона о банкротстве), и мораторий право Фонда на возбуждение дел о банкротстве застройщиков по факту не ограничивает (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу № А40-234337/2020).

Поэтому во время моратория банкротство проблемных застройщиков продолжится, что позволит применить соответствующие механизмы защиты прав граждан.

Кроме того, в отношении застройщиков правительством также принят отдельный мораторий с целью поддержки рынка долевого строительства (постановление Правительства РФ от 26.03.2022 № 479). Указанный мораторий устанавливает запрет на взыскание как убытков, так и финансовых санкций (неустоек, штрафов и пеней) за нарушение обязательств по договорам долевого участия в строительстве за период с момента введения указанного моратория и по 31.12.2022. По ранее возникшим обязательствам об уплате убытков и других санкций предоставляется отсрочка до конца 2022 г., то есть исполнительные действия банками и приставами в данной сфере осуществляться не будут до конца года. Данный мораторий применяется в отношении как самих застройщиков, так и дольщиков.

Эти меры призваны не допустить заморозку действующих строек и предоставить застройщикам дополнительное время для завершения строительства.

Что делать кредиторам во время моратория?

Действительно, введение моратория существенно сокращает набор инструментов для понуждения должников к исполнению обязательств и принудительному взысканию. Однако действие моратория не будет вечным, и после его окончания привычный набор инструментов взыскания задолженности вновь будет доступен.

До этого времени кредиторам важно осуществить все подготовительные действия для взыскания задолженности, чего мораторий делать не запрещает, а именно: кредиторы могут обратиться в суд и просудить имеющиеся требования к должникам, чтобы после отмены моратория иметь возможность на возбуждение исполнительного производства или дела о банкротстве.

Кроме того, в период действия моратория кредиторам необходимо обеспечить сохранность имущества должников и не допустить вывода ими активов. Для этого кредиторам остаются доступными обеспечительные меры (включая аресты) в рамках судебных споров и исполнительных производств, а также оспаривание сделок по выводу активов.

Поскольку в силу моратория не будут начисляться неустойки и штрафы, то для компенсации своих потерь, вызванных просрочкой должников, кредиторы вправе взыскать убытки, причиненные нарушением. Однако для повышения вероятности успешного исхода дела кредиторам следует особенно внимательно подойти к сбору доказательств, подтверждающих понесенные потери.


1 Результаты процедур в делах о банкротстве за 1 кв. 2022 // https://fedresurs.ru/news/fb4c74a2-c65f-4663-8f5a-c80a457245e7//.

2 Статистический бюллетень ЕФРСБ 30 июня 2021 года // https://fedresurs.ru/news/b546900a-6e1b-483b-8f50-b9b0f25e8e46.

3 Банкротства в России: итоги 2021 года. Статистический релиз Федресурса // https://fedresurs.ru/news/a57795a8-e1f1-4e2e-ba8b-da58725127e2.