В конце марта правительство дозволило ввозить в Россию товары без разрешения правообладателя. Минпромторгу поручили составить перечень таких товаров. С тех пор список и составляют, обещают «вот-вот». В чем загвоздка?
В недавнем прошлом «серый», строже говоря — параллельный, импорт был запрещен ст. 1487 Гражданского кодекса РФ, согласно которой товар может ввозиться непосредственно самим правообладателем или с его согласия. Фактически «серый» импорт считался контрабандой, закамуфлированной под легальный ввоз товара.
Мы давно знаем о параллельных поставках не понаслышке. После запрета российских властей на ввоз в страну ряда продуктов питания из недружественных государств в магазинах быстро появились, к примеру, белорусские креветки, хотя у соседей сроду не было выхода к морям. Любителям гаджетов давно известен такой термин, как «серовозы» — так прозывают в народе людей, которые покупают за рубежом телефоны или компьютеры, привозят их в Россию и продают, вернее — продавали до недавнего времени, немного дешевле, чем стоят те же модели в официальной рознице. Словом, схема обводных поставок давно отработана.
Решив признать «серый» импорт, чиновники заверили, что речь идет о поставках оригинальных товаров с соблюдением всех таможенных процедур, только по альтернативным каналам. Минпромторг взялся составить список объектов параллельного импорта. И застрял.
Вот в чем, похоже, дело. Минпромторг нацелился подготовить исчерпывающий список товаров, которые можно будет ввозить через какие-нибудь казахские «фирмы-прокладки». Но у него мгновенно появились серьезные противники (Федеральная антимонопольная служба (ФАС), крупные интернет-магазины), которые доказывают, что разрешить следует параллельные поставки всех подряд товаров, лишь с некоторыми исключениями.
То есть встал вопрос, какой список составлять: разрешенных товаров ко ввозу «по-серому» или, наоборот, товаров, исключенных из общей, так сказать, вольницы.
Сторонники первого списка говорят, что применять довольно, как говорят некоторые эксперты, «бесшабашную» меру надо осторожно — когда недружественные действия производителей и правообладателей вынуждают к этому.
Их оппоненты предлагают «не миндальничать».
«Норма о запрете параллельного импорта использовалась крупными международными компаниями, чтобы разрешать ввоз товара одним импортерам и препятствовать другим без объективных оснований, что приводит к ограничению конкуренции и монополизации рынка, позволяет официальным импортерам манипулировать ценой и ассортиментом, а в настоящее время в случае отказа от поставки продукции на территорию РФ может привести к дефициту социально значимой и востребованной потребителем продукции», — поясняют журналистам свою позицию в ФАС.
Скоро мы должны увидеть, какой подход возобладает. Но в любом случае есть, говорят, правовые основания для широкого или не очень широкого использования «серого» импорта.
Об этом рассказал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин: «В России недавно был принят закон, наделяющий правительство правом определять перечни продукции, в отношении которой фактически устанавливается международный принцип исчерпания прав на товарный знак в случае, когда товар продается владельцем в любой части мира».
Юристы поясняют, что это за принцип, на который ссылается М. Мишустин. В самом деле, есть такой, согласно ему после первой продажи оригинального товара в любой стране мира его можно перепродавать где угодно, в том числе без разрешения владельца марки. Специалисты уточняют, что так называемое правило «первой продажи» с некоторыми оговорками действует, например, в США.
По сведениям, которые уже просочились в прессу, Минпромторг планирует разрешить параллельный импорт практически всех товаров — от потребительских и промышленных до сырья. За основу взят список, который уже обсуждали в 2015 г. В него вошли автозапчасти, лекарства, парфюмерия, средства гигиены и т.д. Кроме того, параллельный импорт сводит на нет антироссийские санкции. Такое мнение, к примеру, высказало британское издание Telegraph.
На самом деле все не совсем так красиво. Потребительские товары в клетчатых сумках или фурами по насыпным трассам завозить несложно. Да их уже возят безо всяких правительственных разрешений. Но важно наладить поставки сырья и оборудования для промышленности, а вот такие сделки уже легко отследить и, при поводе и желании, подвести под, скажем, вторичные санкции поставщиков неразрешенных грузов.
«Сейчас импортировать без согласия правообладателя хотят товары, которые нельзя привезти из-за логистических сбоев или решения производителя уйти с российского рынка. Но завозить так санкционные товары не удастся. В таком случае компании-поставщики рискуют попасть в черные списки США и ЕС», — говорит ректор РЭШ Рубен Ениколопов.
Есть риски и по товарам широкого потребления — риски для покупателей. Продукция, которую станут ввозить неавторизованные импортеры, будет проходить все существующие таможенные и контрольные процедуры, утверждает ФАС. В ведомстве не ожидают роста контрафакта. Тем не менее бороться с подделками на рынке станет сложнее, считает юрист практики IP/IT АБ «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук. Это связано с тем, что производитель не сможет отвечать за оригинальность и качество товара, поставляемого неавторизованными дистрибьюторами.
Еще важно — гарантии на товары из параллельного импорта вряд ли стоит ожидать без участия в поставках запасных частей правообладателей, без организации ими сервисных центров и т.д.
«Всерую» всегда и много чего завозилось. Но был выбор: купить чуть дороже, может, даже чуть менее «продвинутую» модель, скажем, кофеварки — но с гарантией производителя и сервисным центром в своей стране. Или купить чуть дешевле даже более «заковыристую» модель — без гарантий и возможности адекватного ремонта.
Теперь, похоже, о таком выборе надо забыть.