Импорт российских углеводородов в ЕС под давлением геополитики будет сокращаться. Для увеличения поставок в страны Азии и другие дружественные страны в ближайшее время необходимо наращивать танкерные перевозки, а в среднесрочной перспективе — строить новые трубопроводы. Еще одним драйвером роста отрасли станет газификация наших регионов за счет бюджетных средств. Для подстраховки необходимо увеличить емкость нефте- и газохранилищ.
После начала спецоперации на Украине ряд стран ввели эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов из России. В первых рядах оказались государства, которые в реальности мало зависят от импорта из нашей страны.
Первой стала Канада, внесшая поправки в закон о специальных экономических мерах, запрещающие импорт нефти и нефтепродуктов из России. Почти одновременно с северной соседкой запрет наложили США, установив крайний срок завершения сделок по импорту российских энергоресурсов 22 апреля.
Затем к ним присоединилась Австралия, запретившая импорт российского энергетического сырья и продуктов нефтепереработки с 25 апреля. Великобритания решила отказаться от нефти и нефтепродуктов из России постепенно — до конца 2022 г.
В прошлом году, по данным Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ, объем российского экспорта нефти и нефтепродуктов в указанные страны в натуральном выражении составил 25 млн т, в стоимостном выражении — 11 млрд долл. По оценкам таможенных служб стран-импортеров, объемы поставок из России существенно больше — 43 млн т. Расхождения оценок могут быть связаны с учетом государствами-импортерами перепродаж нефти, добытой в России. В таком случае относительно общего объема российского экспорта данных товарных групп доля потерь может составить 7—11%.
Однако ограничения на поставки черного золота из России привели, в свою очередь, к повышению мировых цен на нефть, которые устойчиво держатся выше отметки в 100 долл. за барр. На данный момент это в определенной мере компенсирует нашей стране снижение объемов поставок.
Кроме того, Китай и Индия увеличивают закупки российской нефти. В случае роста доли России в импорте нефти Китая до 30% и Индии до 10%, по расчетам АЦ, возможно наращивание экспорта по данным направлениям на 38 млн барр., или 5 млн т, в текущем году.
Что же касается газа, то поиск новых поставщиков голубого топлива, по оценке эксперта АЦ Александра Курдина, является довольно сложным процессом для Европы из-за логистической структуры (необходимости создания новых трубопроводов или терминалов по сжижению и регазификации СПГ). Таким образом, в краткосрочном периоде значительное изменение направлений импорта для ЕС маловероятно.
Тем не менее в средне- и долгосрочной перспективе доля России на газовом рынке Европейского союза будет снижаться — заморозка проекта «Северный поток — 2» в условиях высоких цен на газ говорит о решительном настрое Европейской комиссии.
В дружественные страны и на внутренний рынок
Одной из ключевых задач дальнейшего развития топливно-энергетического сектора экономики сегодня, по словам президента Владимира Путина, является диверсификация экспорта. «Будем исходить из того, что в обозримой перспективе поставки энергоресурсов в западном направлении все-таки будут сокращаться, — отметил глава государства на совещании, посвященном развитию ТЭК. — Поэтому важно закрепить тенденцию последних лет: шаг за шагом переориентировать наш экспорт на быстрорастущие рынки юга и востока. Для этого уже в ближайшее время нужно определить основные объекты инфраструктуры и приступить к их строительству».
Правительство вместе с нефтегазовыми компаниями должно до 1 июня нынешнего года составить план расширения экспортной инфраструктуры и в страны Африки, и в Латинскую Америку, и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Вместе с тем сегодня очень актуально обеспечение устойчивого снабжения энергоресурсами отечественного внутреннего рынка. Здесь важно включить газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» в Единую систему газоснабжения, чтобы обеспечить наши регионы в этой части страны. Более того, в условиях сжатия внешних рынков предстоит нарастить поставки для российских потребителей, чтобы простимулировать внутренний спрос. При этом нужно добиться снижения цен там, где это возможно.
«Нужно расширить программу газификации российских регионов, так изменить подходы к ее реализации, чтобы распространить ее на максимальное количество субъектов Федерации, населенных пунктов и домовладений, — подчеркнул В. Путин. — Задача вполне конкретная, везде, где это возможно, газ — либо трубопроводный, либо сжиженный — должен дойти до потребителя».
Независимо от внешней конъюнктуры предстоит обеспечить достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке — для автовладельцев, транспортных компаний, для бизнеса, в том числе и аграрного.
Цены пониже, хранилища побольше
Новые газопроводы в Китай, которые сейчас обсуждаются и частично уже начинают реализовываться, по мнению директора Центра энергетических исследований ВШЭ Вячеслава Кулагина, удастся запустить лишь ближе к 2030 г. Но если отказ западных стран от российского газа будет более быстрым, то они оттянут на себя значительную часть поставок СПГ, а это, в свою очередь, сделает более сговорчивым в вопросах строительства новых газопроводов из России, например, Китай.
Многое в развитии отрасли, по оценке руководителя Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслава Мищенко, будет зависеть от ценообразования на внутреннем топливном рынке. Наша нефть поставляется на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) по ценам с привязкой к международным котировкам. И если эта привязка сохранится, то цены на внутреннем рынке будут расти. Поэтому вопрос срочной отвязки внутреннего рынка от внешних индикаторов очень животрепещущий, уверен ученый.
Для подстраховки бесперебойной работы компаний ТЭК, по мнению эксперта Центра стратегических разработок (ЦСР) Сергея Колобанова, целесообразно расширить резервные хранилища углеводородов. В разгар пандемии Российское газовое общество уже предлагало сформировать в стране систему хранилищ, которая сможет вмещать стратегический запас углеводородов в объеме порядка 10% от размера годовой добычи.
Два года назад это предложение не было реализовано, теперь можно вернуться к этой идее, поскольку затраты на расконсервацию скважин довольно высоки. Кроме того, госбюджет может оплатить поставки нефти и газа в стратегические резервы, что поддержит предприятия ТЭК при возможном сокращении добычи и экспорта углеводородов.