Опережающие индикаторы деловой активности в большинстве больших экономик в апреле уверенно держатся в «зеленой» зоне, несмотря на вспышки пандемии и геополитические конфликты. В Европе композитный флеш-индекс PMI составил 55,8 балла, в Соединенных Штатах — 55,1, в Японии — 50,9. Более скромные результаты из-за новой волны COVID-19 и строгих карантинных мер могут показать предпринимательские опросы в Китае, которые появятся в самом конце апреля.
Экономический рост в еврозоне в апреле заметно ускорился. Композитный флеш-индекс деловой активности (S&P Global Flash Eurozone PMI) составил 55,8 балла после 54,9 месяцем ранее. Причем темпы роста индикатора стали самыми быстрыми с сентября прошлого года.
Вместе с тем экономическая динамика в различных отраслях существенно отличалась. Деловая активность в сфере услуг росла самыми быстрыми темпами с августа прошлого года вследствие снижения числа случаев заболевания COVID-19 и ослабления противоэпидемиологических ограничений. Меры, направленные на сдерживание коронавируса, были ослаблены до самого низкого уровня с начала пандемии.
Число новых компаний в секторе услуг увеличивалось наиболее скорыми темпами с конца лета прошлого года, чему способствовал растущий потребительский спрос. Подъем был вызван бумом в сфере туризма и отдыха, где респонденты сообщили о беспрецедентном всплеске деловой активности.
В то же время рост производства в обрабатывающей промышленности стал самым медленным с момента спада в период пандемии во II квартале 2020 г. Особенно сильно пострадал автомобильный сектор, где зафиксировано заметное снижение выпуска продукции. При этом большинство других производственных отраслей сообщили либо о замедлении роста, либо о сокращении объемов выпуска.
Тем не менее занятость в апреле росла самыми быстрыми темпами за последние пять месяцев, причем во многих фирмах расширение штатов сдерживалось нехваткой квалифицированной рабочей силы.
Динамика деловой активности в еврозоне в апреле, по словам главного экономиста S&P Global Криса Уильямсона (Chris Williamson), отличалась в разных сегментах экономики, но общим трендом стал рост инфляции, вызванный резким увеличением цен на энергоносители и сырье, а также заработной платы. В свою очередь, отпускные цены на товары и услуги тоже росли в результате того, что компании были вынуждены перекладывать свои расходы на плечи потребителей.
«Таким образом, еврозона начала II квартал более уверенно, чем ожидалось, что опровергло консенсус-прогнозы экспертов относительно замедления темпов роста, — отмечает г-н Уильямсон. — Однако слабые успехи производственного сектора вызывают серьезную озабоченность, поскольку они указывают, что экономика работает не на полную мощность. При этом постоянно растущая стоимость жизни может привести к тому, что рост сектора услуг может резко замедлиться, как только закончится первоначальный импульс, связанный с отменой медицинских ограничений».
Обработка в США уверенно растет
Частный сектор американской экономики в апреле продолжил экономический рост, хотя его темпы слегка замедлились по сравнению с мартовскими показателями. Композитный флеш-индекс экономической активности (S&P Global Flash US Composite PMI) опустился с уровня 57,7 балла до 55,1, что по-прежнему существенно выше границы зоны благоприятного делового климата (50 баллов).
В отличие от еврозоны, где локомотивом роста стала сфера услуг, в США производственный сектор продемонстрировал в апреле быструю динамику, которая стала самой скорой с июля прошлого года.
Производственные компании сообщили о резком увеличении новых заказов в начале II квартала, а сервисные предприятия зафиксировали самый слабый рост новых продаж за три месяца, поскольку рекордная инфляция снизила потребительский спрос.
На этом фоне значительно увеличились новые экспортные заказы, которые росли наиболее быстрыми темпами с сентября 2014 г. Увеличению поставок за рубеж способствовал высокий спрос иностранных клиентов, который стал результатом продолжающегося восстановления международных рынков.
Компании обрабатывающего сектора продолжали набирать новый персонал, причем темпы создания рабочих мест были почти максимальными с мая 2021 г. Увеличение численности штатов, так же как и в Европе, было сложной задачей из-за дефицита квалифицированных кадров на рынке труда.
Темпы роста незавершенных заказов немного снизились после рекордно высокого уровня в марте, но оставались вторыми по величине с октября 2009 г. Нехватка сырья и материалов также препятствовала фирмам выполнять полученные заказы, при этом сроки их поставок в апреле возросли.
Предпринимательская уверенность в начале II квартала слегка просела. Хотя топ-менеджеры компаний сохраняли в целом оптимистичный настрой относительно роста производства в следующем году, уровень позитивных ожиданий снизился до шестимесячного минимума. Причиной минора стали опасения, связанные с ростом цен на сырье и материалы и, как следствие, увеличением отпускных цен.
«Хотя апрельский опрос PMI по-прежнему свидетельствует о росте ВВП в годовом выражении примерно на 3%, он показывает, что подъем деловой активности стал более мягким по сравнению с сильным восстановлением, наблюдавшимся в марте, — комментирует ситуацию К. Уильямсон. — В первом месяце весны активность в сфере услуг, в частности, поддерживалась ослаблением ограничений, связанных с пандемией в США и за рубежом».
Возросшие опасения предпринимателей, вызванные ужесточением денежно-кредитной политики, привели к тому, что уверенность деловых кругов в отношении перспектив в апреле явно снизилась. Однако, по словам г-на Уильямсона, общие темпы роста экономики остаются вполне стабильными, поэтому основной акцент в экономической политике в ближайшее время, вероятно, будет сделан на необходимости сдерживания рекордно высокой инфляции.
В Японии начался рост сферы услуг
Предварительные данные опросов предпринимателей в Японии в апреле показали, что экономическая активность частного сектора страны росла быстрыми темпами. Композитный флеш-индекс деловой активности (au Jibun Bank Flash Japan Composite PMI) поднялся с мартовского уровня 50,3 балла до 50,9 в начале II квартала.
Компании сферы услуг зафиксировали рост активности впервые с декабря прошлого года, в то время как производители отмечали рост объемов выпуска продукции второй месяц подряд. Причем апрельские данные показали самый резкий рост за последние четыре месяца.
В то же время инфляционное давление на производственный сектор и сферу услуг оставалось устойчивым из-за повышения цен на сырье и материалы. В результате частные компании были вынуждены увеличивать отпускные цены, чтобы сохранить рентабельность своего бизнеса.
«На этом фоне деловая уверенность японских предпринимателей снизилась до восьмимесячного минимума вследствие опасений, вызванных строгими ограничительными мерами в Китае и влиянием геополитического конфликта в Восточной Европе на цепочки поставок, затраты и спрос, — отметил экономист S&P Global Усама Бхатти (Usamah Bhatti). — Это особенно четко проявилось в производственных компаниях, где позитивные настроения были самыми слабыми с июня 2020 г.».