В среду, 27 апреля, министр финансов Антон Силуанов в Санкт-Петербурге рассказал журналистам о задумках власти по кардинальному изменению конфигурации бюджетной конструкции — в части исполнения бюджетного правила и накопления средств на какой-то «черный день» в Фонде национального благосостояния (ФНБ). Новации по части цены отсечения, базовой цены нефти, выгода выше которой будет изыматься в ФНБ, скорее технические. А вот что впечатляет — откладывать планируют не в каких-то валютах, а в родных рублях. Возникает вопрос, что это за рубли такие будут, обычные или некие особые.
Министр напомнил, что действие бюджетных правил в этом году было приостановлено на фоне введения жестких антироссийских санкций. И добавил, что в прежнем виде правила уже не вернутся, готовятся новые.
«Мы как Минфин заинтересованы в том, чтобы бюджет формировался из понятных для всех принципов и правил. В нынешних условиях старые правила, безусловно, не могут реализовываться, поэтому Минфин готовит предложения по новым бюджетным правилам, чтобы в условиях всех ограничений принцип был такой — доходы, включая нефтегазовые, составленные исходя из некоего уровня, который бы минимально реагировал на изменения объемов добычи, цен (по сути, как и нынешние бюджетные правила), был зафиксирован, и исходя из этого мы могли прогнозировать стабильными наши бюджетные обязательства. Потому что в ближайшее время основным источником финансирования расходов будет, помимо доходов, Фонд национального благосостояния», — цитирует министра «Интерфакс».
В этом месте внимательные слушатели сделали, так сказать, первую остановку и задумались: если ФНБ будет лишь частью бюджета и источником исполнения, надо полагать, его расходной части, то какой же это фонд, это так, подглавка в объемном тексте бюджета.
Но остановить А. Силуанова для разъяснений никто не успел или не решился, и министр продолжал высыпать на слушателей труднобъяснимые сентенции. Например, такую: «Основная часть доходов „подвижная“ — это нефтегаз». Видимо, имелось в виду не движение этой части по трубопроводам или в цистернах, а изменчивость цены на единицу измерения этой части. Так, по-минфиновски, тянет начать изъясняться.
Министр продолжал: «Наша задача — определить этот объем доходов от нефти и газа таким образом, чтобы в минимальной степени быть зависимым от внешних условий. Что было и раньше, только сейчас мы хотим их модифицировать. Может быть, не привязываясь к цене отсечки, к базовой цене, а к некой, может быть, фиксированной сумме... Здесь можно или идти по старой логике, некий базовый уровень отсечки брать, 44—45 долл. за барр., или просто зафиксировать некую сумму прогноза, которая была бы сформирована, исходя из данных за последние три года. Средний объем нефтегазовых доходов. Чтобы минимизировать воздействие волатильности, как объема добычи, так и цен, и курсовых соотношений», — отметил министр.
Это уже яснее. Конечно, Минфину благостнее назначать фиксированный взнос в ФНБ (или в бюджет, будет сказать вернее). Чтобы вообще никак не зависеть от всяких рынков.
Как будет — еще не решили точно, но А. Силуанов заверил, что Минфин будет предлагать готовить проект бюджета на новый трехлетний цикл «уже по уточненным принципам».
Эти затеи можно попытаться понять. Труднее — следующий вираж размышлений министерства: новая конструкция бюджетных правил будет исходить из того, что ФНБ пополняется не в валюте, а в рублях.
«Эти бюджетные правила не будут направлены на то, чтобы копить ФНБ в валютных составляющих. Как мы можем в них копить, если у нас все валютные поступления будут морозиться? Получается, в рублях. Мы будем либо меньше тратить ФНБ, либо пополнять его в рублевом эквиваленте... Когда мы копили в валюте, мы еще и хеджировали волатильность курса. А сейчас хеджированием волатильности курса занимается ЦБ», — сказал министр.
Это революционно. Испокон веков рачительный хозяин, будь он мельником или государством, часть выручки откладывал в чем-то ценном и всегда ликвидном. Сначала предпочитали все золото, драгоценности. После Бреттон-Вудса — доллары. Теперь есть и другие резервные валюты. Может быть, А. Силуанов чего-то не договаривает?
Может быть. Вот ведь за день до его выступления про переход к накоплениям в рублях было опубликовано любопытное интервью «Российской газете» секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева. И есть, кажется, резон привести часть этого откровенного разговора для понимания, возможно, настоящего замысла Минфина.
Вот что говорит Н. Патрушев:
— Существующая мировая финансовая система строится исключительно на доверии, в том числе к США как эмитенту мировой резервной валюты. Еще полвека назад присутствовал фактор золота, но в 1971 г. Штаты отвязали свою валюту от его котировок, что дало возможность осуществлять денежную эмиссию фактически бесконтрольно... Сейчас эксперты прорабатывают предложенный научным сообществом проект по созданию двухконтурной валютно-финансовой системы. В частности, предлагается определить стоимость рубля, который должен быть обеспечен как золотом, так и группой товаров, являющихся валютными ценностями, поставить курс рубля в соответствие реальному паритету покупательной способности (по данным ОЭСР, это 26,37 руб. за долл. — «ЭЖ»)…
Вот это — четко и ясно. Это мы уже проходили в СССР, где помимо обычного неконвертируемого рубля с 1964 г. существовал «переводной рубль», который использовался в торговле с «дружественными» странами. Потом из года в год плодились различные суррогаты, типа чеков, которыми можно было расплачиваться за заграничные рубашки в магазинах «Березка», где обычные рубли не признавались. Эта система доказала свою эффективность и отлично работала, пока СССР не обанкротился по факту и не распался в итоге.
Что ж, в двухконтурной денежной системе, которую уже рисуют, по словам Н. Патрушева, эксперты, найдутся рубли, подходящие для складирования в ФНБ. В крайнем случае можно добавить еще и третий контур. А если уж брать опыт Союза, то можно вспомнить, каким был официальный курс доллара — по 62 коп. за штуку.
Вот и ФНБ.
К сведению
Что говорил А. Силуанов:
— допдоходы бюджета РФ в 2022 г. могут составить 1,5 трлн руб., допрасходы — 4 трлн руб.;
— дефицит бюджета РФ в 2022 г. может быть как минимум 1,6 трлн руб. в связи с переносом уплаты страховых взносов;
— Минфин сохраняет планы обойтись без займов в 2022 г., при стабильной ситуации в 2023 г. будет готов «пробовать рынок» ОФЗ.