Потребление газа на горизонте до 2030 г., по оценке МЭА, вырастет в Китае на 130 млрд куб. м, Индии — на 70 млрд куб. м, странах Юго-Восточной Азии — тоже на 70 млрд куб. м. Суммарное увеличение закупок этими регионами голубого топлива — 270 млрд куб. м — почти в два раза превышает размер поставок российского газа в ЕС, от которого он намерен отказаться. Вместе с тем России понадобятся крупные инвестиции в развитие дополнительной газовой инфраструктуры, чтобы выдержать конкуренцию за азиатские рынки с другими поставщиками.
Экспорт российского газа в Евросоюз в 2021 г., по данным Международного энергетического агентства (МЭА), составил около 155 млрд куб. м, в том числе 140 млрд куб. м по трубопроводам и 15 млрд куб. м в виде СПГ.
Геополитика в нынешнем году в очередной раз «подрезала» экономику: конфликт с Россией из-за ситуации на Украине подталкивает ЕС к отказу от поставок российского газа, несмотря на экономическую целесообразность такого сотрудничества.
«Планируемые меры ЕС направлены как на диверсификацию поставок газа, так и на сокращение спроса, прежде всего со стороны электроэнергетики», — отмечает эксперт Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ Александр Курдин.
Дополнительные меры REPowerEU (план ЕС по прекращению зависимости от российского ископаемого топлива до 2030 г. — ред.) предполагают диверсификацию импорта поставок, в результате которых Европа будет получать из других источников порядка 50 млрд куб. м СПГ и около 10 млрд куб. м трубопроводного газа в год.
Оценки перспектив замещения трубопроводного импорта, сделанные в REPowerEU, сходятся с показателями МЭА — за счет дополнительного газа из Норвегии и Азербайджана. В отношении сжиженного природного газа эксперты Агентства настроены более скептично и считают, что его поставки можно нарастить лишь на 20 млрд куб. м в год из-за острой конкуренции на мировом рынке.
Закат газового сотрудничества с Европой ставит перед Россией сложную, но в то же время интересную и перспективную задачу переориентации экспортных потоков в дружественные и нейтральные страны.
Главным претендентом на эти поставки является Китай: по сравнению с 2020 г. его потребление, по разным сценариям МЭА, возрастет на 115—130 млрд куб. м газа в год к 2030 г.
Около 70 млрд куб. м газа в год может дополнительно принять Индия, еще 60—70 млрд куб. м — страны Юго-Восточной Азии. Таким образом, суммарная потребность этих регионов в голубом топливе почти в два раза больше, чем тот объем газа, от которого намерен отказаться ЕС.
«Это дает простор для российских поставок, но не освобождает их от конкуренции, так что ключевым вопросом здесь становится ценовая конкурентоспособность, — отмечает аналитик АЦ Александра Коломиец. — Частично дополнительные потребности уже законтрактованы, а за остальное развернется конкуренция между поставщиками».
Ключевая проблема диверсификации экспорта российского газа заключается в создании дополнительной инфраструктуры, которое потребует крупных инвестиций и немалого времени. Так, проект трубопровода «Сила Сибири — 2» рассчитан на транспортировку 50 млрд куб. м газа в год с существующих месторождений Западной Сибири в Китай через Монголию и станет значительным элементом диверсификации экспорта «Газпрома» из региона.
Тем не менее, по мнению аналитиков BCS Global Markets, существуют два фактора, которые не позволят существенно улучшить текущую ситуацию для госкорпорации.
Во-первых, для полного завершения строительства, скорее всего, потребуется не менее 4—5 лет.
Во-вторых, несмотря на более чем десять лет переговоров с Китаем, единственным возможным покупателем, до сих пор не заключен соответствующий контракт на продажу газа. Завершение строительства до того, как этот контракт будет подписан, только ухудшит шансы «Газпрома» договориться о хорошей цене на топливо.
«Наиболее оправданным вариантом является масштабное развитие СПГ-отрасли. А именно строительство нескольких крупных СПГ-заводов», — уверен эксперт ТЭК Константин Двинский. К примеру, в феврале текущего года НОВАТЭК завершил рейс по Северному морскому пути, доставив технологический модуль для проекта «Арктик СПГ 2» весом почти 12 тыс. т из китайского порта Тяньцзинь в Мурманск. В планах российских газовиков также Печора СПГ, Таймыр СПГ, Охотск СПГ и т.д. Но Запад заблокировал поставку в Россию оборудования для производства СПГ. По мнению г-на Двинского, предстоит наладить производство такой техники в России или найти альтернативу в Китае и Индии.
Необходимость реализации новых инфраструктурных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке для переключения поставок, по словам А. Курдина, будет означать довольно существенные капитальные вложения. Поэтому могут потребоваться дополнительные льготы со стороны государства.