После ухода из нашей страны Chanel, Versace, Zara, Uniqlo и ряда других брендов их место смогут занять турецкие марки Vakko (люксовая одежда), Twist, Ipekyol, Collezione. Китайские компании предлагают бренды Urban Revivo (аналог Zara), Anta Sports (конкурент Adidas), HLA (клон Uniqlo). Найдется местечко и для расширения ниши российских марок СТОКМАНН, Lady&Gentleman, «Снежная королева», Familia.
Размер рынка fashion-индустрии в России в прошлом году, по данным Центра аналитики и экспертизы (ЦАЭ) Промсвязьбанка, равнялся 1,83 трлн руб., из которых 25% составляла одежда отечественного производства. Санкции непосредственно не ограничивали импорт одежды, однако ряд иностранных поставщиков предпочел приостановить деятельность на территории РФ.
Сильнее всего пострадал люксовый сегмент, который почти полностью был представлен иностранными брендами. В него входит дизайнерская одежда таких марок, как Gucci, Prada, D&G, Louis Vuitton и т.д. Доля данного сегмента на российском рынке составляет около 15%.
В мидл-сегменте (около 40% отечественного рынка) также ушли более 80% компаний, среди которых Timberland, Massimo Dutti, CK, Mexx, Lacoste и др.
Меньше всего пострадал масс-маркет (45% рынка), где доля иностранных компаний была меньше половины. Здесь приостановили работу Inditex Group (бренды Zara, Pull&Bear, Bershka, Oysho и Stradivarius), японский производитель Uniqlo и др.
Из-за прекращения работы магазинов зарубежных брендов в России освободилось примерно 20% площадей торговых центров. Пока эти площадки не замещаются российскими производителями в полном объеме. К тому же ожидается, что прекращение работы некоторых зарубежных компаний носит временный характер: не все готовы терять российский рынок.
Если смотреть отдельно на сегменты, то больше остальных пострадал люксовый блок, где, по сути, нет отечественных альтернатив. Безусловно, есть узкие сектора, например, по верхней одежде (Maltseva style, Lesyanebo), но они не смогут заменить Gucci и Prada.
В мидл-сегменте работают российские производители, которые могут претендовать на замену: «Сударь», Kanzler, Bosco — в мужской одежде, Unique fabric, 12storeez, Baon, Soeasy — в женском секторе, Krakatau, ComBEARzon, 2mood, Finn Flare — в категории верхней одежды.
В масс-маркете представлен наибольший выбор родных брендов, преимущественно специализирующихся на женской одежде. Среди них Zarina, befree, Love Republic, Sela, Funday, SHI-SHI и ряд других.
Можно даже подобрать более-менее прямые аналоги, например, отечественный бренд «ТВОЕ» очень похож по стилистике на H&M, befree — на Pull&Bear, а уральская марка UShatava предоставляет одежду базовых цветов в стиле Zara.
Турецкие товары могут заместить продукцию таких западных брендов, как Zara и H&M. Вместо них могут открыться магазины марок Vakko (люксовая одежда), Twist, Ipekyol, Collezione, Machka (одежда масс-маркета), English Home (домашний текстиль).
Индийские бренды товаров для дома Maspar и модный бренд Killer Jeans также изучают возможности франчайзинга в России.
Отдельно стоит отметить китайскую fashion-индустрию, где есть целый ряд брендов со своей историей, успешно конкурирующих с зарубежными компаниями в Поднебесной. Среди них Urban Revivo (аналог Zara), Anta Sports (конкурирующая с Adidas и Nike), HLA (китайский аналог Uniqlo) и др.
Россия также намерена начать сотрудничество с иранскими производителями с открытия не менее 30 торговых точек.