Опережающие индексы экономической активности в апреле выросли, несмотря на расширение западных санкций. Индикатор PMI обрабатывающего сектора России поднялся с мартовского уровня 44,1 балла до 48,2, что недалеко от границы благоприятного делового климата, а сферы услуг — с 38,1 до 44,5 балла. Сводный индекс деловой среды РСПП тоже увеличился — с 32 п. до 33,3 п., при этом бизнес отметил улучшение финансового сектора и сложности — в цепочках поставок.
Апрельский Индекс PMI обрабатывающих отраслей России (S&P Global Russia Manufacturing PMI) составил 48,2 балла по сравнению с 44,1 в марте. Объемы производства продолжали снижаться, но более медленными по сравнению с началом весны темпами.
Топ-менеджеры компаний отмечали, что сокращение размеров выпуска продукции было связано с уменьшением новых заказов в результате влияния внешних санкций, а покупательная способность клиентов снижалась из-за роста цен.
В то же время низкий курс рубля, значения которого в начале апреля были существенно хуже нынешних котировок, и нехватка сырья привели к росту издержек промышленных компаний. Темпы инфляции цен на сырье были значительными — вторыми по величине за последний год.
Предприятия производственного сектора, в свою очередь, продолжали перекладывать часть своих затрат на клиентов, поэтому отпускные цены тоже заметно росли.
Темпы сокращения численности персонала были более высокими, чем средние показатели, полученные во время опросов PMI за длительный период.
Задержки в поставках сырья и дефицит некоторых материалов привели к более длительным срокам выполнения заказов клиентов. Хотя запасы сырья и готовой продукции уменьшились, фирмы неохотно закупали новые материалы, в результате чего объемы их приобретения значительно сократились.
Интересная деталь: оптимизм «директорского корпуса» российской промышленности оставался на хорошем уровне и стал вторым по величине за период с июня 2020 г. по апрель текущего года. Особенно уверенно себя чувствовали топ-менеджеры предприятий, которые активно занимаются импортозамещением или расширяют продажи своей продукции в страны Азии.
Сфера услуг «отжалась от пола»
Индикатор PMI российской сферы услуг (S&P Global Russia Services PMI) в середине весны поднялся до отметки 44,5 балла после глубокой «просадки» до 38,1 балла в марте. Сокращение размеров оказания услуг сервисными компаниями замедлилось, что стало результатом увеличения покупательной способности клиентов по сравнению с мартовскими показателями.
Бремя расходов в компаниях сферы услуг в апреле заметно увеличилось. Рост издержек, как и в обрабатывающей промышленности, менеджеры связывали с повышением расходов на закупку материалов и заработную плату. При этом некоторые компании отмечали, что санкции привели к более быстрому росту затрат на импортное сырье.
Чтобы сохранить рентабельность бизнеса, сервисные фирмы были вынуждены увеличивать отпускные цены. Вместе с тем темпы инфляции в целом были ниже, чем в марте текущего года.
Численность персонала в апреле снижалась почти самыми быстрыми темпами с октября 2020 г. Сокращение занятости происходило в результате мер, которые компании принимали, чтобы уменьшить свои расходы.
Несмотря на сокращение количества работников, объемы незавершенных заказов уменьшались самыми быстрыми темпами с мая 2020 г.
Деловая уверенность «капитанов бизнеса» в условиях слабого спроса и введенных санкций понизилась, в результате чего предприниматели пессимистично оценили перспективы размеров оказания услуг в ближайшие 12 месяцев. Тем не менее уровень ожиданий бизнеса повысился по сравнению с недавним мартовским минимумом.
РСПП заметил небольшой подъем
Сводный индекс деловой среды РСПП во втором весеннем месяце тоже «прибавил в весе» и поднялся с мартовского уровня 32 п. до значения 33,3 п.
Индекс рынка производимой продукции отыграл 1,8 п. после падения почти на 7 п. в марте. Его значение составило по итогам отчетного месяца 41,8 п.
Инфляция по-прежнему остается драйвером негативной динамики — индикатор «цены закупки» остался в области отрицательных значений (–5,4 п.), хотя и прибавил 4,1 п.
Как и в марте, компании поднимали в апреле цены продаж своей продукции в ответ на повышение цен закупки. Это отразилось на показателе «цены продаж»: его значение поднялось на 4,7 п. (до исторического максимума 72,3 п.).
Уровень показателя «спрос в отрасли» был равен 45,2 п., а «спрос на продукцию/услуги компаний» — 44,2 п. Порядка двух третей опрошенных сообщили, что за месяц ситуация со спросом не изменилась. В марте доля таких ответов была ниже примерно на 10 п.п.
Значение индикатора «финансовое положение компаний» увеличилось на 0,5 п. и стало равно 32,9 п. Две трети компаний отметили, что их финансовое положение за месяц не изменилось, треть участников опроса сообщили об ухудшении своего финансового состояния.
Индекс финансовых рынков вырос на 5,7 п. за счет улучшения оценок состояния фондового и валютного рынков. При сохранении доли негативных ответов на мартовском уровне руководители компаний в два раза реже выбирали резко негативные оценки «ситуация на финансовых рынках существенно ухудшилась». Благодаря такому перераспределению оба показателя смогли прибавить около 8,5 п. В итоге показатель «состояние фондового рынка» составил 30,6 п., а «состояние валютного рынка» — 26,9 п.
Негативный тренд продемонстрировал показатель логистики. Значение Индекса логистики упало еще на 3,2 п. (до отметки 33,1 п.). В первую очередь это связано с ухудшением оценок всей ситуации: показатель «логистика в целом» потерял 6,5 п. Таким образом, он обновил антирекорд, набрав всего 19,8 п. Чуть более половины респондентов заявили, что состояние дел в логистике за месяц ухудшилось. В марте их доля была несколько ниже — 42,6%.
Среди положительных тенденций апреля стоит выделить сохранение уровня социальной и инвестиционной активности компаний — членов РСПП.
Наем сотрудников вели три четверти опрошенных организаций. Их доля вернулась к значению февральского раунда опросов РСПП.
Меры, позволяющие оптимизировать издержки за счет сокращения рабочего времени, применяла десятая часть компаний, как и в марте. Чуть меньшему числу предприятий — 6,7% — пришлось увольнять работников, причем здесь доля сократилась на 2,6 п.п.
Компаний, осуществлявших в разгаре весны социальные программы для сотрудников, стало значимо больше: их доля выросла с 76,4 до 85,8%.
Стоит отметить, что капитальные вложения в апреле делали более половины (59,2%) компаний, причем их доля увеличилась на 11,7 п.п.
Половина предприятий вела свои инвестиционные программы согласно графику и в полном объеме запланированных средств, 35,7% компаний отстали от графика, а 5,7% фирм шли с его опережением.
Пятая часть опрошенных организаций была вынуждена сократить свои расходы на инвестиции, а десятая часть, напротив, смогла их увеличить.