Предприниматели, работающие в секторе МСП, приходят в себя после мартовского шока, показывают опросы, проведенные «Опорой России» и Партией Роста. По сравнению с первым месяцем весны увеличиваются продажи и производство, растет уверенность в будущем. Бизнес более настойчиво ведет диалог с властью о прекращении необоснованных уголовных преследований и новых инструментах госполитики для отраслей, где пока недостаточно мер поддержки.
Апрельский Индекс RSBI, подготовленный на основе предпринимательского опроса, сделанного «Опорой России» совместно с Промсвязьбанком (ПСБ), подрос до 48,7 п., что немного ниже границы зоны благоприятного делового климата, но превышает уровень предыдущего месяца.
«Динамика Индекса свидетельствует о снижении нервозности и неуверенности малого и среднего бизнеса, — подчеркивает замруководителя блока среднего и малого бизнеса ПСБ Кирилл Тихонов. — Отдельно стоит отметить, что настроения микробизнеса корректируются в сторону улучшения намного быстрее остальных, что нетипично в условиях кризиса и позволяет говорить о постепенном восстановлении деловой активности в целом и росте ее основных показателей».
Индикатор продаж слегка подрос в результате повышения ожиданий предпринимателей относительно перспектив их бизнеса, также увеличился показатель кредитов (54,4 п. против 54 п. месяцем ранее).
Увеличение выручки отметили 12% опрошенных бизнесменов по сравнению с 11% в начале весны, при этом с 47 до 37% сократилось количество предпринимателей, которые прогнозируют ее снижение. На рост денежных поступлений в мае надеются 22% представителей МСП (в марте их доля равнялась 20%).
Позитивные оценки положения своего бизнеса дали предприниматели, которых опросили в последнем весеннем месяце эксперты Партии Роста. «После майских праздников спрос вернулся, а объемы оказания услуг даже превысили уровень предыдущего месяца, — комментирует ситуацию гендиректор Центра охраны труда „НСС Консалт“ Дмитрий Порочкин. — Причина заключается в том, что мы занимаемся аутсорсингом охраны труда, и клиенты, стремясь сократить свои расходы в нынешней сложной ситуации, обращаются к нашим услугам. Мы даже открыли несколько новых вакансий по ряду направлений в связи с подъемом спроса».
Сохранение размеров продаж запчастей и подшипниковой продукции отмечает топ-менеджер группы компаний «Далини» из Набережных Челнов Руслан Нигматулин. Вместе с тем в холдинге сократился спрос на транспортно-экспедиционные услуги, рост которого г-н Нигматулин ожидает в ближайшие два месяца. Предприятия не увольняют своих сотрудников в надежде на восстановление спроса и выручки.
Увеличение спроса и, соответственно, объемов производства в мае фиксирует гендиректор казанской фирмы «Толстойвеар» Михаил Кузнецов. «В этом году рост спроса относительно марта был даже более быстрым, поскольку в начале весны на фоне шквала различных санкций и психологического шока были простои в производстве, — говорит предприниматель. — Ближайшие месяцы спрос ожидаем на высоком уровне, чему будет способствовать „событийный“ сезон, в течение которого активно будут работать наши заказчики, в частности предприятия общественного питания и туристические компании».
Оживление деловой активности малого и среднего бизнеса стимулирует его заинтересованность в борьбе за свои права. Цифровая платформа «ЗаБизнес», созданная для работы с жалобами предпринимателей на нарушения их прав правоохранительными органами, провела сбор предложений делового и экспертного сообщества, направленных на совершенствование уголовного законодательства.
Самое большое количество нарушений прав предпринимателей при возбуждении сомнительных уголовных дел возникает при проведении оперативно-разыскных мероприятий. На втором месте находятся нарушения процессуальных основ.
Среди типичных проблем, по словам гендиректора Платформы Элины Сидоренко, можно также выделить перевод гражданско-правовых споров в разряд уголовных, редкое использование освобождения от уголовной ответственности после выплат штрафов и возмещения причиненного вреда.
В мае пакет инициатив Платформы «ЗаБизнес», нацеленный на снижение рисков ведения в России предпринимательской деятельности, будет представлен в администрацию президента страны. «Кроме того, в настоящий момент в Госдуме обсуждается законопроект об амнистии бизнеса», — говорит г-жа Сидоренко.
Правительство, по оценке бизнес-сообщества, может больше уделять внимания малым сельхозпроизводителям, которые в плане господдержки пока остаются в неравноценном положении по отношению к крупным агрохолдингам.
«Лишь каждый десятый фермер в России сегодня получает так называемую несвязанную поддержку — субсидирование на гектар посевных площадей», — подчеркивает бизнес-омбудсмен Борис Титов.
«Это действенный механизм, компенсирующий рост издержек, однако в прошлом году сразу в 30 регионах он стал менее доступным, — отмечает общественный омбудсмен по сельскому хозяйству Владимир Плотников. — Такой вид поддержки обременен большим количеством связывающих условий, выполнение которых ведет к увеличению затрат фермеров. На наш взгляд, перечень подтверждающих документов для получения этой субсидии нужно ограничить отчетом об уборочной площади за предыдущий год».
Льготное кредитование также доступно не более чем 10% фермеров. В период посевной 2022 г. ситуация стала еще сложнее: банки предъявляют к ним завышенные требования по залогу и финансовой отчетности.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей обращает внимание, что небольшим крестьянско-фермерским хозяйствам сложно получить субсидирование проектов мелиорации в рамках госпрограммы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Критерии отбора, разработанные Минсельхозом, сформированы так, что количество баллов находится в прямой зависимости от площади проекта. По этой причине темпы ввода неиспользуемых земель в оборот замедляются. Нужно скорректировать критерии, установив квоту для субъектов малого предпринимательства.
Еще одна проблема связана со своевременным освоением грантов, выделяемых на развитие малых форм хозяйствования. Фермеры и сельхозкооперативы, получившие гранты на строительство объектов, третий год подряд испытывают сложности с их освоением в установленный срок. Причины — сначала пандемия, а затем санкции, которые повлекли за собой увеличение сроков поставки стройматериалов и оборудования.
Решить эту задачу можно, если дать сельхозпроизводителям, получившим гранты, возможность продлять сроки реализации проектов на один год в заявительном порядке.
Малый и средний бизнес постепенно адаптируется к новой экономической реальности. Поддержать предпринимателей и защитить их права сейчас — значит создать основу для выхода сектора МСП из кризиса и устойчивого развития российской экономики в будущем.