При этом аналитики отмечают, что рост уже замедлялся и имел инерционный характер.
В марте 2022 г., по расчетам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, рост экономической активности наблюдался в 51 из 82 российских регионов (в феврале «растущих» субъектов Федерации было 73). Рассчитываемый ЦР сводный индекс региональной экономической активности (РЭА) составил по России в марте 62,0%, сообщается в новом выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе».
«С одной стороны, это заметно выше „порогового уровня“ 50% и указывает на продолжение роста российской экономики в ее региональном измерении. С другой — значительно меньше февральского уровня (72%), что говорит о резком торможении. При этом улучшение конъюнктуры (значение индекса равно или больше 50%) по-прежнему наблюдалось во всех пяти важнейших секторах экономики и во всех восьми федеральных округах», — отмечает аналитик Центра развития Сергей Смирнов.
По оценке ЦР, к началу 2022 г. в российской экономике был накоплен значительный динамический потенциал; в марте рост продолжился, но скорее уже по инерции. Медленнее, чем в других секторах, экономическая активность (по сравнению с прошлым годом) росла в строительстве (РЭА = 53,7%). В розничной и оптовой торговле (63,4 и 67,1%), промышленности (61,0%) и платных услугах (64,6%) прогресс по сравнению с прошлым годом был еще более несомненным, хотя и заметно меньшим, чем за месяц до этого.
По федеральным округам самый скромный рост экономической активности ЦР отмечает в Центральном (52,2%), самый быстрый — в Сибирском (74,0%) ФО. В целом на уровне федеральных округов экономическая активность меняется по сходным траекториям; замедление роста в марте происходило более или менее равномерно.
На уровне отдельных субъектов Федерации мартовский индекс РЭА превысил 50%, указывая на рост экономической активности, в 51 регионе из 82, или в 62,2% случаев. При этом по сравнению с предыдущим месяцем, по оценке ЦР, заметно (с 44 до 31) уменьшилось количество регионов с явным преобладанием роста, то есть тех, где экономическая активность выросла по крайней мере в четырех из пяти секторов. В 11 регионах экономическая активность в марте 2022 г. в годовом сопоставлении выросла во всех пяти секторах. Всего в трех регионах (Воронежской, Калужской и Архангельской областях) в марте ухудшение конъюнктуры произошло в четырех из пяти основных секторов экономики, однако число регионов, где экономическая активность снизилась в трех секторах, в марте резко выросло — с 8 до 28. При этом доля в ВРП тех регионов, где в марте выросли хотя бы три сектора экономики (РЭА = 60% и выше), составила 81,2%. Это, отмечают в ЦР, довольно высокий уровень, но он существенно меньше, чем за месяц до этого (94,3%). Из 26 крупных регионов, чья доля в ВРП превышает 1%, только в пяти выросли один (в Воронежской области) или два (в Волгоградской и Свердловской областях, Пермском и Приморском краях) из пяти секторов; во всех остальных — три и более.
«В целом можно констатировать, что в России в марте 2022 г. произошло явное замедление роста. Однако это торможение оказалось не столь резким, чтобы за один месяц экономика России перешла из фазы стабильного роста к снижению. Скорее в марте наблюдался „инерционный“ рост, в более или менее равной степени затронувший все пять основных секторов экономики в их региональном измерении», — заключает С. Смирнов.