Котировки нефти марки Brent по состоянию на 25 мая превысили 110 долл. за барр. При этом дисконт на российскую марку Urals по отношению к Brent составляет около 23%. Но даже при таких условиях сейчас наша нефть стоит дороже, чем в среднем за последние три десятилетия (62 долл. в ценах 2021 г.). Рост среднегодовых цен в 2022 г. на 15% позволяет, по оценке экспертов ВШЭ, компенсировать снижение физических объемов отечественного экспорта.
Западные санкции и опасения перебоев в поставках нефти из России привели к рекордному росту цен на черное золото в марте 2022 г. После двух месяцев высокой волатильности в середине мая котировки марки Brent стабилизировались на уровне выше 110 долл. за барр.
Из-за частичного отказа некоторых трейдеров от покупки российской нефти марка Urals сейчас торгуется с дисконтом к Brent, который к середине мая сократился до 23% против более 30% месяцем ранее.
«Но даже при таких дисконтах и ценах российская нефть стоит дороже, чем в предыдущие годы, — подчеркивает аналитик Центра развития (ЦР) „Вышки“ Сергей Пухов. — В среднем за последние три десятилетия баррель нефти марки Urals стоил около 62 долл. в ценах 2021 г. Рост среднегодовых цен в 2022 г. на 15% по сравнению с прошлым годом (согласно консенсус-прогнозу российских и зарубежных экспертов) позволяет компенсировать снижение физических объемов экспорта».
Устойчивый приток экспортной валютной выручки в условиях падения импорта из-за санкций сопровождается рекордным профицитом счета текущих операций. Фактически обменный курс стал определяться притоком валюты по текущему счету платежного баланса.
В результате доллар с пиковых значений 120 руб. в марте за два месяца снизился до 60 руб., что оказалось не только ниже докризисных значений начала года, но и меньше допандемийных показателей. От укрепления рубля выигрывает внутренне ориентированное производство. Кроме того, окрепший рубль, по мнению ученых ЦР, в состоянии запустить рост импорта за счет переориентации на дружественные страны, параллельного импорта и челночной торговли.
Вместе с тем отечественные и иностранные экспертные центры прогнозируют постепенное снижение цен на нефть в среднесрочной перспективе. И причин тому несколько.
Во-первых, торможение роста мировой экономики. Рост цен на топливо в условиях денежной накачки мировой экономики в период пандемии стал одной из причин высокой инфляции в большинстве стран. Ценовой маховик запустил процесс ужесточения денежной политики ведущими центробанками мира.
«На чаше весов — борьба с инфляцией и рост экономики, — отмечает С. Пухов. — Похоже, первая чаша перевешивает».
Во-вторых, опережающий рост предложения нефти до конца года относительно спроса. Наибольший рост добычи ожидается в США (более чем на 1,3 млн барр. в сутки, по данным Минэнерго США), а также в Казахстане, Норвегии и Канаде (в совокупности примерно на 0,8 млн барр.).
Добыча в России, по мнению экспертов, к концу года может упасть до 9,4 млн барр. против 10,3 млн в апреле.
В-третьих, значительные свободные мощности по увеличению добычи. Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран и Россия могут по отдельности увеличить свою добычу как минимум на 1 млн барр. в сутки. Правда, последним двум это будет сделать проблематично, а Саудовская Аравия вряд ли заинтересована в резком наращивании добычи.
В-четвертых, использование стратегических запасов. Страны — члены МЭА договорились в этом году высвободить из резервов 120 млн барр. сырой нефти и нефтепродуктов. И США дополнительно поставят на рынок еще 120 млн барр. из своих резервов.
Консенсус-прогноз среднегодовой цены на нефть марки Urals, сделанный ЦР, составляет на текущий год 75,6 долл. за барр., на 2023 г. — 70,4 долл., на 2024 г. — 70,7 долл. за барр.