Остается надеяться, что фиксируемое в мае снижение ценовых ожиданий предприятий отразится по итогам уходящего месяца и на реальных ценах на промышленную продукцию.
В апреле, по данным Росстата, цены на промышленные товары для внутреннего рынка выросли на 6,3%, что заметно выше мартовского их повышения (5,9%). Еще выразительнее апрельское ускорение производственной инфляции в годовом измерении — +31,5% к апрелю 2021 г. против +26,7% в марте соответственно.
Ускорению роста промцен к предыдущему месяцу в апреле способствовали обрабатывающие производства, где за месяц они повысились на 5,3% после роста в марте на 4,2%. В добыче полезных ископаемых инфляция, наоборот, притормозила — до 11,8% в апреле с мартовских 12,9%. Однако годовая динамика ухудшилась у обоих этих видов промдеятельности — в обработке апрельский ценовой прирост составил 25,8% (22,4% месяцем ранее), в добыче — 63,5% (52,6% соответственно).
Свою зависимость от времени года (погодных условий) подтвердили инфраструктурные секторы промышленности, что улучшило их ценовую динамику для потребителей их продукции и услуг или хотя бы положительно сказалось на годовой динамике.
Так, в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха цены в апреле сократились на 1,6% после повышения на 2,1% в марте, а прирост в годовом сопоставлении притормозил до 4,8% с 5,9% соответственно. Цены в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений, как и в марте, показали нулевое увеличение, зато в годовом выражении небольшое улучшение статистики есть — 3,3% в апреле против 3,5% в марте.
К сожалению, вес инфраструктурных производств не таков, чтобы задавать ценовую погоду в целом по промышленности, поэтому общий результат печален.
И он явно эмоционально диссонирует с внеочередным решением Банка России снизить с 27 мая размер ключевой ставки с 14 до 11%. Правда, аргументируя такой шаг, регулятор сообщает, что последние недельные данные указывают на значительное замедление текущих темпов роста цен, а ослаблению инфляционного давления способствуют динамика обменного курса рубля наряду с заметным снижением инфляционных ожиданий населения и бизнеса. ЦБ рапортует, что, по оценке на 20 мая, инфляция замедлялась быстрее его апрельских ожиданий.
Однако замеры потребительской инфляции проводятся еженедельно, а цен в промышленности — раз в месяц. Поэтому будем надеяться, что снижение в мае инфляционных ожиданий бизнеса найдет отражение в его ценах по итогам месяца. А надежды весомые — по данным исследования Центробанка, средний ожидаемый предприятиями темп прироста отпускных цен в ближайшие три месяца уменьшился по сравнению с апрелем вдвое и составил 9,1% в годовом измерении. Созвучны этому и консенсус-прогнозы аналитиков.
Но не будем забывать, что рост или снижение цен производителей соответствующим образом сказывается на потребительской инфляции с лагом в несколько месяцев, поэтому апрельский ценовой прирост в промышленности ближайшие месяцы продолжит играть на укрепление потребительской инфляции.