Композитный флеш-индекс деловой активности PMI в еврозоне в мае составил 54,9 балла, что меньше апрельского значения (55,8 балла). В США Индикатор PMI также просел — 53,8 балла после 56 в апреле. Вместе с тем отчетная статистика ОЭСР за I квартал 2022 г. показывает сокращение экономики к октябрю — декабрю 2021 г. в странах «Большой семерки» на 0,1%. Если показатели II квартала тоже будут ниже предыдущих трех месяцев (а именно это обещают опережающие индексы CLI), экономика G7 войдет в рецессию.
Рост экономической активности еврозоны в мае, по данным S&P Global, продолжался более скромными темпами в условиях «встречного ветра», вызванного перебоями в глобальных цепочках поставок из-за пандемии, конфликтом на Украине и инфляционным давлением.
Композитный флеш-индекс PMI деловой активности еврозоны (Flash Eurozone PMI Composite Output Index) в мае опустился до уровня 54,9 балла после апрельского значения 55,8 балла, оставшись, впрочем, выше отметки, после которой начинается «зеленая зона».
Майские данные указывают на рост экономической активности, при этом темпы ее увеличения замедлились, оставаясь при этом выше долгосрочного среднего показателя опросов PMI.
Драйвером роста стала сфера услуг, которая зафиксировала почти максимальную динамику за последние восемь месяцев. Многие сервисные фирмы, ориентированные на потребительский рынок, вновь сообщили о высоком спросе в связи с оживлением экономики после снятия ограничений, связанных с омикроном. Это привело к активному росту в индустрии туризма и отдыха.
Тем не менее общие темпы роста сектора услуг в мае снизились по сравнению с апрельскими показателями, отчасти из-за более слабой динамики финансовых и промышленных услуг.
Рост производства в обрабатывающей промышленности несколько улучшился в конце весны, но оставался скромным, поскольку его темпы были самыми слабыми со времен локдаунов, связанных с пандемией во II квартале 2020 г.
Интересная деталь: невзирая на все эти трудности, занятость в европейских странах росла весьма приличными темпами, причем наблюдалось (увы, не нами) самое быстрое увеличение заработной платы с июля 2007 г.
Ожидания предпринимателей в отношении следующих двенадцати месяцев снизились и достигли почти минимального уровня за последние полтора года. Уверенность бизнеса просела в результате уже известных причин: опасений разрывов в цепочках поставок из-за новой волны пандемии в Китае, продолжающегося конфликта в Восточной Европе и галопирующей инфляции.
«Экономика еврозоны сохранила позитивный тренд в мае, поскольку напряжение в производственном секторе было компенсировано оживлением в сфере услуг, — комментирует ситуацию главный экономист S&P Global Market Intelligence Крис Уильямсон (Chris Williamson). — Хотя компании продолжают сообщать об ограничениях предложения сырья и материалов, а также снижении спроса на товары вкупе с повышенным ценовым давлением, экономика растет за счет увеличения спроса на услуги по мере снятия пандемических ограничений».
Импульс роста пошел на спад
Майский флеш-индекс PMI в Соединенных Штатах показал замедление роста деловой активности в частном секторе страны. Производственные компании и сервисные фирмы сообщили о более слабом росте выпуска продукции и размеров оказания услуг в условиях повышенного инфляционного давления, дальнейшего ухудшения сроков поставок и скромного увеличения спроса.
S&P Global flash US Composite PMI составил 53,8 балла в мае по сравнению с 56,0 баллами в апреле, что свидетельствует о снижении темпов увеличения экономической активности. Причем темпы роста были самыми низкими за четыре месяца, а индикатор оказался меньше долгосрочного среднего показателя в серии опросов (54,8 балла).
Новые заказы компаниям частного сектора в мае продолжали расти, хотя и самыми скромными темпами с августа 2020 г. Увеличение продаж обеспечили предприятия производственного сегмента, которые зафиксировали резкое наращивание клиентского спроса.
Компании сферы услуг, наоборот, сигнализировали о самом медленном росте нового бизнеса почти за последние два года, поскольку повышение отпускных цен повлияло на условия спроса. Первоначальный импульс потребительского спроса, вызванный оживлением экономики после пандемии, показал признаки затихания.
На этом противоречивом фоне американские предприятия продолжали повышать уровень занятости, причем самыми быстрыми темпами за последние тринадцать месяцев. Производственные компании зарегистрировали более резкий (по сравнению с апрелем) рост числа рабочих мест, а фирмы сферы услуг сообщили об увеличении численности персонала, которая превысила показатель прошлого месяца.
Деловая уверенность в частном секторе США оставалась в плюсе. Позитивные ожидания бизнеса поддерживали продолжающийся рост продаж и инвестиции в местные цепочки поставок, которые могут компенсировать сбои в глобальных транспортных доставках.
«Данные майского опроса указывают, что недавний импульс экономического роста пошел на спад, — отмечает К. Уильямсон. — Рост замедлился по сравнению со своим пиком в марте, особенно в секторе услуг. Отложенный спрос, связанный с оживлением экономики после снятия медицинских ограничений, начал иссякать. Компании сообщают, что на спрос сильно влияют опасения, связанные с увеличением стоимости жизни, более высокими процентными ставками и возможным экономическим спадом».
Страны G7 на грани рецессии
Довольно пессимистично выглядит картина поквартальной отчетной статистики за январь — март нынешнего года в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
ВВП Соединенных Штатов опустился за три месяца 2022 г. по сравнению с последним кварталом прошлого года на 0,36%. Экономика Японии замедлилась за это же время на 0,25%, Италии — на 0,16%. В плюсе оказались Германия (0,2%) и Англия (0,75%).
В целом экономика стран «Большой семерки», куда входят США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция и Япония, в I квартале опустилась по отношению к уровню предыдущих трех месяцев на 0,1%. Невелика цифра, однако определение рецессии предполагает, что экономика входит в зону отрицательной динамики, когда ВВП два квартала подряд снижается по сравнению с предшествующими тремя месяцами.
Не внушают оптимизма и композитные опережающие индикаторы (Composite leading Indicators, CLI), которые рассчитывает ОЭСР.
В апреле CLI, представленный ОЭСР, ушел в «красную зону» в еврозоне (–0,18%) и государствах «Большой семерки» (–0,03%). Если этот тренд продолжится в мае и июне, вполне возможна рецессия в странах G7.