Федеральный бюджет: на смену профициту заходит дефицит

| статьи | печать

Эксперты не сомневаются, что федеральный бюджет завершит текущий год с отрицательным сальдо доходов и расходов, разнятся только оценки размера итогового дефицита.

По предварительным данным Минфина, за январь — апрель 2022 г. доходы федерального бюджета составили 10 трлн руб. — на 34% больше, чем за аналогичный период 2021 г. При этом нефтегазовые доходы федерального бюджета, основную часть которых составляет НДПИ на нефть и природный газ, выросли на 91%. В апреле 2022 г. нефтегазовые доходы выросли в годовом сопоставлении более чем в два раза, несмотря на экспорт нефти с существенным дисконтом к мировым ценам, отмечается в очередном бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе» Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

В январе — апреле 2022 г. доходы федерального бюджета существенно увеличились по отношению к соответствующему периоду 2021 г. в основном за счет нефтегазовых доходов. Основная доля нефтегазовых доходов приходится в настоящее время на НДПИ на нефть, газовый конденсат и природный газ; в январе — апреле 2022 г. она составила 81% в их общем объеме. В течение последующих месяцев 2022 г. в случае усиления санкций возможно сокращение экспорта углеводородов и экспортных цен, а вслед за этим и объемов добычи нефти и газа, что негативно скажется на нефтегазовых доходах, считают авторы бюллетеня Андрей Чернявский и Николай Кондрашов.

За четыре месяца 2022 г., по данным Минфина России, средняя цена на нефть марки Urals достигла 84,68 долл. за барр., в то время как за аналогичный период 2021 г. она составляла 60,47 долл. соответственно. Эксперты ЦР отмечают, что в апреле 2022 г. этот показатель снизился до 70,5 долл. за барр. при средней мировой цене на нефть марки Brent около 106 долл. за барр., то есть российская нефть продается с большим дисконтом.

Поступления ненефтегазовых доходов федерального бюджета в январе — апреле 2022 г. выросли в годовом измерении на 5,5%. В апреле 2022 г. эти поступления сократились почти на 20% соответственно, но это сокращение авторы бюллетеня в основном связывают с особенностями налоговой отчетности по «внутреннему» НДС (налоговым периодом по данному налогу является квартал). Поэтому аналитики ЦР ожидают, что более адекватная информация по «внутреннему» НДС и ненефтегазовым доходам бюджета в целом появится в бюджетной отчетности за 1-е полугодие 2022 г. Тем не менее они считают, что на основе апрельской информации можно сделать выводы о существенном сокращении налоговых поступлений, связанных с импортом. НДС на импорт сократился в апреле в годовом выражении на 36%, поступления от ввозных пошлин — на 43%. Такое сокращение обусловлено как сокращением импорта, так и резким укреплением рубля. В целом же за январь — апрель 2022 г. НДС на импорт вырос год к году на 6,4%, ввозные пошлины сократились на 3%.

Расходы федерального бюджета в январе — апреле 2022 г. составили почти 9 трлн руб., в номинальном выражении их прирост в годовом сопоставлении составил 26%, в неизменных ценах — 11%. В апреле 2022 г. рост расходов резко ускорился, их объем достиг 3,1 трлн руб., прирост составил 38% год к году. При этом авторы анализа особо обращают внимание, что по отношению к марту 2022 г. расходы выросли на 33%. И отмечают, что изменение структуры расходов в апреле текущего года относительно показателей годичной давности характеризуется темпами прироста расходов по видам функциональной классификации.

Наиболее высокими темпами росли расходы на национальную оборону (увеличение в 2,5 раза), расходы на национальную экономику и социальную политику выросли на 55%. Сократились расходы на охрану окружающей среды (на 28%) и на здравоохранение (на 30%).

Положительный баланс федерального бюджета за январь — апрель 2022 г. составил 1,04 трлн руб. при апрельском дефиците в размере 263 млрд руб., который эксперты ЦР связывают, прежде всего, с быстрым ростом расходов, незначительными (в силу сезонных особенностей) поступлениями по «внутреннему» НДС и сокращением поступлений налогов на импорт.

Авторам бюллетеня очевидно, что в современных условиях запланированные на 2022 г. доходы и расходы федерального бюджета, составляющие 25 и 23,7 трлн руб. соответственно, будут пересмотрены. Они напоминают, что, в соответствии с последним консенсус-прогнозом Института «Центр развития», дефицит федерального бюджета в 2022 г. составит 1,5% ВВП. По оценкам, основанным на макроэкономическом прогнозе Института, доходы федерального бюджета в 2022 г. достигнут 28,4 трлн руб. При этом его аналитики признают, что в течение года в прогноз доходов придется вносить поправки. Что касается бюджетных расходов, то авторы анализа отмечают, что они неравномерно распределены по месяцам и к концу года обычно существенно возрастают. Однако эксперты считают, что затраты на проведение спецоперации и программу антикризисных мер наверняка серьезно скорректируют общую динамику госрасходов.

Исходя из предположения, что в оставшиеся месяцы 2022 г. расходы федерального бюджета будут исполняться в соответствии с исторически сложившейся сезонностью, но с учетом дополнительных затрат на уровне апреля, аналитики ЦР прогнозируют, что общий объем расходов на конец года составит 32,2 трлн руб.

«При таком сценарии дефицит федерального бюджета составит 3,85 трлн руб., или 2,7% ВВП. Такой крупный дефицит может быть профинансирован (при неработающем рынке внутренних заимствований) только за счет остатков средств Минфина на счетах Федерального казначейства (4,5 трлн руб.), а возможно, и с привлечением средств ФНБ», — полагают А. Чернявский и Н. Кондрашов.

Надо сказать, что прогноз ЦР НИУ ВШЭ по дефициту федерального бюджета по итогам текущего года не самый пессимистичный. Несколькими днями позже свой анализ его исполнения опубликовал Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Правда, охватил он не предварительные данные за четыре месяца, а «утвержденные» за I квартал, но годовой прогноз в нем имеется. Так вот, эксперты Института Гайдара считают, что в условиях прогнозируемых снижения ненефтегазовых доходов и роста расходов следует ожидать дефицита бюджета в размере до 5% ВВП.

 

Опрос профессиональных прогнозистов. Годовые краткосрочные прогнозы (Россия). Дата проведение опроса: 06—16.05.2022

Показатель

Консенсус

2022

2023

ВВП, реал., % прироста

–8,4

–0,4

ВВП, номинал., трлн руб.

142,2

152,8

Индекс промышленного производства, % прироста

–6,9

0,2

Розничный товарооборот, реал., % прироста

–10,0

–1,1

Инвестиции, реал., % прироста

–17,5

1,2

Безработица, % (в среднем за год)

6,6

6,3

Реальный располагаемый доход, % прироста

–8,4

–0,4

Среднемесячная зарплата, долл.

761

778

Инфляция, %, дек./дек.

20,0

7,5

Курс доллара, руб./долл. (на конец года)

83,8

90,0

Ключевая ставка Банка России, % (на конец года)

11,69

9,00

Денежная масса (M2), %, дек./дек.

10,4

10,5

Баланс федерального бюджета, % ВВП

–1,5

–0,8

Экспорт товаров и услуг, млрд долл.

488

461

Импорт товаров и услуг, млрд долл.

270

305

Экспортно-импортное сальдо, млрд долл.

218

156

Счет текущих операций, млрд долл.

168

105

Международные резервы (без золота), млрд долл. (на конец года)

478

472

Цена нефти Urals, долл./барр.

77

70

Источник: Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ


К сведению

По информации Министерства финансов России от 1 июня 2022 г., средняя цена на нефть марки Urals в январе — мае 2022 г. сложилась в размере 83,48 долл. за барр., в январе — мае 2021 г. — 61,62 долл. за барр.

Средняя цена на нефть марки Urals в мае 2022 г. сложилась в размере 78,81 долл. за барр., что в 1,2 раза выше, чем в мае 2021 г. (66,63 долл. за барр.).

Таким образом, в годовом измерении средняя цена на нефть данной марки за пять месяцев 2022 г. выросла на 35,5%, а отдельно в мае — на 18,3%.