Антикризисный план как профилактика субсидиарной ответственности

| статьи | печать

Мораторий на банкротство не освобождает менеджмент компании от возможной будущей субсидиарной ответственности. Одним из методов профилактики возникновения такой ответственности является грамотно составленный антикризисный план компании. Каким критериям должен соответствовать этот документ, чтобы доказать добросовестное и разумное поведение менеджмента в кризисной ситуации, на круглом столе «Защита менеджмента компании в текущей ситуации», организованном VEGAS LEX и экспертной группой Veta, рассказал управляющий партнер Veta Илья Жарский.

Антикризисной план — это документ, принимаемый внутри компании приказом директора. Он предполагает совершение некоторых действий в какой-то период времени и может понадобиться в любой кризисной ситуации, когда становится непонятной дальнейшая судьба компании и возникает риск банкротства или каких-то других сложностей. Например, использовать антикризисный план можно в случае приостановки деятельности из-за ограничения поставок оборудования или сырья, при возникновении кассовых разрывов из-за отсутствия платежей от контрагентов, резкого роста отпускных или закупочных цен. Хорошим подспорьем этот документ станет при урезании банковского финансирования или разрыве отношений с контрагентами из-за санкций.

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 21.12.2017 № 53 говорится, что, если руководитель должника докажет, что, несмотря на временные финансовые затруднения, добросовестно рассчитывал на их преодоление в разумный срок, приложил необходимые усилия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план, такой руководитель может быть освобожден от субсидиарной ответственности. Кроме того, в текущей ситуации использование антикризисного плана становится актуальным при общении с акционерами, кредиторами и госорганами.

Если обобщить, то антикризисный план может быть полезен в следующих случаях:

  • для подтверждения добросовестности и обоснованности действий менеджмента;

  • для ответов в государственные органы;

  • для представления акционерам и кредиторам;

  • в случае последующего банкротства компании и привлечения к субсидиарной ответственности.

Как правило, на практике разработкой антикризисного плана внутри компании занимается финансовый директор, потому что он лучше других сотрудников знает движение денежных потоков, что происходит с выручкой и выплатами по обязательствам. Если возникает какая-то внештатная ситуация, именно финансовый директор дает генеральному директору предложения о том, какие платежи нужно провести в первую очередь, какие расходы можно сократить и где можно найти дополнительные средства.

Обычно руководитель финансового подразделения имеет некий аналог антикризисного плана в виде презентации, которая содержит базовый порядок действий при возникновении трудностей, но этот документ может оказаться неактуальным с точки зрения юридической защиты в суде. Самые распространенные упущения, когда антикризисный план не содержит обязательных разделов и конкретных цифр, а также оценки влияния конкретных действий на общее финансовое состоянии компании и на ее ключевые показатели.

Структура антикризисного плана

Правильный антикризисный план, по мнению И. Жарского, должен состоять из трех блоков:

  • текущее положение компании;

  • предпринимаемые меры;

  • результат выполнения плана.

В первом блоке нужно оценить текущее состояние компании и зафиксировать проблемы, которые имеются. Здесь важно объяснить, что причинами возникших трудностей были внешние факторы, а не внутренние, например сделки по выводу активов. Это нужно, чтобы при развитии неблагоприятной ситуации, например банкротства компании, было ясно, что она произошла не по вине менеджмента.

Должно быть видно, что изначально в момент возникновения кризиса компания фиксировала причины негативного развития событий, которые находятся за рамками зоны ответственности руководства. К внешним факторам можно отнести изменение конъюнктуры рынка, законодательные ограничения, санкции, изменения курсов валют, обрыв логистических цепочек и другие.

Вместе с тем необходимо провести оценку платежеспособности компании, достаточности ее имущества, описать, что происходит с активами и пассивами, соотнести имеющиеся активы с объемом задолженности. В этом разделе плана также нужно отразить, имеются ли у компании признаки банкротства.

Напомним, что ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлена обязанность общества-должника обратиться в суд с соответствующим заявлением, если:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

  • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

  • имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

При составлении антикризисного плана в рамках каждого признака нужно провести оценку — есть ли этот признак или нет. Если признаки банк­ротства отсутствуют, то ситуа­ция хорошая и просто нужно отслеживать динамику изменения ситуации. Если же какие-то признаки имеются, это тоже необходимо зафиксировать, предусмотрев в антикризисном плане шаги по их устранению.

Второй большой блок антикризисного плана — непосредственно шаги и меры, которые должны предприниматься. Это сокращение затрат, поиск финансирования, изменение рынков сбыта, логистических цепочек и всего того, что актуально для деятельности компании. Здесь с точки зрения защиты менеджмента в суде важно описывать действия не общими мазками, а конкретными шагами. Если предприятие сокращает штат сотрудников или отправляет какую-то часть персонала в отпуск, то в документе должно быть точно указано, к какому финансовому результату это приводит. Например, что экономия составит 100 млн руб.

Финансовый эффект тех или иных действий позволяет оценить обоснованность плана. Если в текущей ситуации у предприятия возникла финансовая дыра в 1 млрд руб., то обоснованным антикризисный план будет только в том случае, если он ее полностью закроет. План, который не выводит компанию из неплатежеспособного состояния, не имеет смысла и будет критически рассмотрен судом в случае возникновения спора по субсидиарной ответственности.

Мероприятия по выходу из кризисной ситуации условно можно разделить на две группы. Первая может носить сугубо производственный, нефинансовый характер — например, действия по восстановлению цепочек логистики для возобновления производства. Вторая группа — финансовые мероприятия, включающие комплекс различных мер, которые могут быть связаны:

  • с привлечением дополнительного финансирования (независимое, внутригрупповое, государственная поддержка и т.д.);

  • с реализацией непрофильных или неиспользуемых активов;

  • с сокращением или отложением ряда запланированных/ежедневных расходов (отложение инвестиций, отправление сотрудников «на простой» в связи с приостановкой деятельности и т.д.);

  • с работой с кредиторами и т.д.

Описывая мероприятия по выходу из кризисной ситуации, с точки зрения ответственности также критически важно показать, к какому финансовому результату придет компания в итоге, а именно, что ситуация улучшится. Практика показывает, что даже в рамках действия моратория (когда кредиторы не могут подать заявление о банкротстве) если у компании были признаки банкротства до введения моратория и менеджмент понимает, что в течение действия моратория финансовая деятельность не улучшится, то это не освобождает от ответственности и подачи заявления о банкротстве.

Как правило, строится несколько сценариев развития событий, потому что есть много факторов неопределенности. Если нет ясности, например, что будет с санкциями, законодательными ограничениями, то компания может смоделировать несколько вариантов и показать, к какому результату в рамках каждого сценария она придет. Также в рамках плана нужно обозначить, какими средствами будут исполнены обязательства, что будет с денежными потоками на начало и конец выполнения антикризисных действий.

Типичные проблемы для санкционных и иностранных компаний

В текущем году масса предприятий были вынуждены приостановить деятельность из-за санкций, ограничения банковского финансирования или прекращения поставок продукции. В такой ситуации иностранные компании получают запросы от госорганов с требованием объяснить причины остановки деятельности, сообщить о планах по исполнению обязательств.

В своих запросах чиновники указывают на недопустимость нарушения законодательства в части недискриминационного доступа потребителей к товарам и услугам компаний, на то, что нельзя приостанавливать деятельность без экономических причин. Здесь антикризисный план тоже может помочь. Чтобы использовать его для ответов госорганам, в нем необходимо указать, что компания делает для решения ситуации, обозначить экономические причины приостановки деятельности.

При этом нужно отметить, что дело не только в санкциях или решении головного офиса, а, например, в том, что отсутствие поставок из-за сбоя в работе логистических операторов не позволяет оставаться компании рентабельной в текущий момент. Важно описать и то, когда ожидается возобновление деятельности в рамках каждого из сценариев — негативного, базового и оптимистичного.

По практике нашей компании генеральную прокуратуру интересуют несколько моментов. Главное — исполнение обязательств перед сотрудниками. Она запрашивает, увольняются ли люди, выплачивается ли им зарплата в условиях приостановки деятельности. Отвечая на такой запрос, лучше всего на цифрах показать, например, сколько сотрудников было в первом квартале и какие выплаты они получили. Затем дать прогноз на второй и третий кварталы — какие планируются выплаты и какие источники финансирования для них будут использоваться.

Это позволит снять напряжение в этой сфере и показать, что есть активы, есть деньги и эти обязательства будут закрыты.

Налоговые органы интересуются исполнением обязательств перед бюджетом. Компания, которая остановила свою деятельность, не платит налог на прибыль и НДС, поэтому, отвечая на запрос налоговиков, нужно отметить, что в текущей ситуации, даже если компания продолжит работать, ее деятельность будет убыточной, налогооблагаемая база не будет создана, а значит, потери бюджета от приостановки отсутствуют.

Привлечение консультантов

Как правило, антикризисный план разрабатывается внутри компании, но можно привлекать к этому процессу консультантов. В идеале, чтобы повысить силу документа с точки зрения юридической защиты менеджмента, компании необходимо запросить у внешних специалистов экспертное заключение на подтверждение экономической достоверности плана.

При негативном сценарии развития событий, если дело дойдет до суда, кредиторы будут разбирать антикризисный план по косточкам и пытаться оспорить. Заключение внешней экспертизы на тему оценки экономической достоверности плана в этой ситуации может здорово помочь.

Экспертное заключение должно содержать:

  • аналитику и расчеты;

  • проверку финансовой модели;

  • подтверждение обоснованности прогнозов;

  • подтверждающие документы по всем разделам.

***

Подводя итоги, стоит отметить, что любой антикризисный план должен содержать обязательные разделы с конкретным описанием причин текущих затруднений и влияния предпринимаемых действий на финансовое положение компании. Периодически его нужно обновлять. В случае если была приостановлена или прекращена деятельность предприятия, необходимо экономическое обоснование этих действий, чтобы избежать административной и уголовной ответственности. Кроме того, нельзя забывать о том, что антикризисный план должен выполняться, а шаги выполнения плана документально фиксироваться.


К сведению

Мораторий и субсидиарная ответственность

Постановлением от 28 марта 2022 г. № 497 Правительство ввело мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Он действует с 1 апреля по 1 октября 2022 г. Решение распространяется на граждан, индивидуальных предпринимателей, а также на все организации, за исключением должников-застройщиков (если многоквартирные дома и другая недвижимость уже внесены в единый реестр проблемных объектов).

Фактически мораторий предоставит должникам возможность справиться с текущими трудностями, наладить свои дела, найти новые источники дохода и укрепить финансы, не закрывая компанию или бизнес, не увольняя сотрудников. «Рассчитываем, что это решение позволит поддержать компании и граждан, которые из-за последствий недружественных действий в отношении нашей страны оказались в сложной финансовой ситуации и сейчас пока не могут выполнять свои обязательства», — отметил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства 31 марта.

Освобождает ли мораторий на банкротство менеджмент компании от субсидиарной ответственности руководителей компаний? На этот вопрос во время круглого стола ответила Валерия Тихонова, старший юриста Банкротного направления VEGAS LEX. По словам эксперта, мораторий — инструмент по спасению бизнеса, а не безусловное основание для освобождения от субсидиарной ответственности. Он дает передышку, во время которой можно попробовать договориться с кредиторами или попробовать разработать антикризисный план.

Но в случае негативного сценария и банкротства организации действия менеджмента в этот период будут подлежать обязательной тщательной судебной оценке. Будет исследоваться, что стало причиной наступления банкротства — текущая геополитическая ситуация или другие факторы, например ошибки в управлении.

Если суд придет к выводу, что были ошибки в управлении, сделанные еще в период, предшествующий введению моратория на банкротство, то от субсидиарной ответственности нынешняя ситуация менеджмент не спасет. Дело в том, что в настоящий момент у руководства компании сохраняется возможность по подаче заявления о банкротстве. Соответственно, суд будет исследовать, что стало причиной неподачи заявления. И только в том случае, если удастся доказать, что антикризисный план был действительно обоснованным, позволял теоретически разобраться с накопленной задолженностью и выйти из кризисной ситуации, менеджмент избежит субсидиарной ответственности и не будет отвечать по долгам компании.