Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 12.04.2022 № 88-10136/2022 по делу № 2-244/2021 разобрался с тем, должен ли работодатель выплачивать компенсацию за задержку выплат, предусмотренную ст. 236 ТК РФ, при признании гражданско-правовых отношений трудовыми.
Суть дела
С гражданином регулярно заключались гражданско-правовые договоры на оказание услуг по охране объекта заказчика за денежное вознаграждение. Ему был установлен график оказания услуг. На основании актов выполненных работ он получал денежное вознаграждение за каждый отчетный период, установленный указанными договорами, с которого заказчик удерживал НДФЛ 13%.
По окончании срока последнего договора заказчик не стал заключать с гражданином новый договор. Гражданин обратился в суд с требованием признать отношения с заказчиком трудовыми, поскольку он фактически выполнял работу по должности охранника. Также он просил суд взыскать с заказчика компенсацию за неиспользованный отпуск, доплату за работу в ночное время и компенсацию за задержку выплат, предусмотренную ст. 236 ТК РФ.
Решение судов
Суд первой инстанции отказал гражданину в удовлетворении его требований. Он указал, что между сторонами были заключены договоры на оказание услуг, которые не содержали признаков трудового договора.
Апелляционный и кассационный суды с выводом суда первой инстанции не согласились и признали отношения трудовыми. Они отметили, что по смыслу взаимосвязанных положений ст. 15, 16, 56, 67 ТК РФ, если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным.
Гражданин представил в качестве доказательств наличия трудовых отношений графики дежурств, документы, подтверждающие его ознакомление с приказом о запрещении курения, с инструкциями по охране труда при эксплуатации электробытовых приборов, по общей охране труда для рабочих и служащих, протоколы проверки знаний. С выплат гражданину заказчик удерживал НДФЛ и начислял страховые взносы.
В связи с этим суды признали отношения между гражданином и заказчиком трудовыми и обязали заказчика внести запись в трудовую книжку гражданина о приеме его на работу и увольнении по собственному желанию. Также суды взыскали с заказчика в пользу гражданина компенсацию за неиспользованный отпуск и задолженность по оплате за работу в ночное время.
В требовании о выплате компенсации за задержку выплат суды отказали. Они разъяснили, что положения ст. 236 ТК РФ устанавливают материальную ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору. А поскольку спорные выплаты гражданину не начислялись, отсутствуют основания для взыскания с заказчика компенсации за задержку указанных выплат.