Известная фраза императора Александра III вновь будоражит умы россиян, на которых льется поток санкций. Творческий бизнес сегодня превращается в эффективный инструмент для преодоления вводимых ограничений. Предприниматели создают NFT-копии картин Кандинского и Поленова, давая вторую жизнь шедеврам художников, и возрождают рецепты арктической кухни для привлечения туристов. Помочь им намерено Минкультуры, представившее комплекс мероприятий, нацеленных на поддержку креативных индустрий.
Шквал антироссийских санкций, обрушившийся на отечественный бизнес, не только создал ему кучу трудностей, но и стимулировал предпринимателей к творческому преодолению этих барьеров. Одним из направлений креативного бизнеса сейчас становится создание NFT-копий картин — процесс не только увлекательный и технически сложный, но и дающий возможность получить весомую прибыль.
NFT, non-fungible token, представляет собой невзаимозаменяемый токен, то есть уникальную запись в блокчейне — децентрализованной базе данных, в которой в том числе хранится история операций с конкретным токеном. Главная особенность NFT — невозможность замены, подмены и изменения информации.
Важная деталь: международные суды, по данным портала artinvestment.ru, уже признают NFT объектом собственности в рассматриваемых делах, что создает возможность юридической защиты таких активов.
Российские творцы произведений цифрового искусства идут в ногу со временем. На днях в преддверии Петербургского международного экономического форума — 2022 (ПМЭФ) прошел брифинг, посвященный конкурсу цифрового искусства «Создавая будущее 2050». Его организаторы получили 1196 работ от участников из 96 городов России. Основная задача конкурса — дать возможность художникам представить свои работы в формате NFT, а участникам Форума и любителям искусства — сделать приятные и выгодные приобретения.
Конкурс проводится в семи номинациях: «Мир достатка и процветания», «Мир блокчейна и информационного равенства», «Мир гармонии и здоровья», «Медиа будущего», «Мир самопознания и человека будущего», «Города и корпорации нового типа», «Мир будущего глазами детей».
«ПМЭФ в этом году исполняется 25 лет. Форум всегда уделяет большое внимание культуре, искусству, и мы не могли не поддержать идею конкурса „Создавая будущее 2050“, — подчеркнула глава дирекции творческих проектов Росконгресса Екатерина Иванова. — Название конкурса еще раз подчеркивает стремление Форума в будущее. Для многих людей понятия NFT и цифрового искусства пока кажутся малопонятными. Но если мы вспомним разные этапы развития искусства, новое не всегда принималось современниками».
В наши дни синтез искусства и новых технологий, по словам министра культуры Ольги Любимовой, открывает новые возможности для творческой реализации художника и его диалога со зрителем. Образы будущего, которые всегда занимали особое место в отечественной и мировой культуре, создаются теперь и в цифровом формате. Г-жа Любимова уверена, что благодаря разнообразию тем, предложенных на конкурсе, ни одна идея не останется невостребованной.
Участникам Петербургского форума предложат NFT-копии работ ряда известных российских художников, многих из которых они знают с детства. Они смогут, например, приобрести и повесить в своем кабинете или коттедже NFT-копии работы Василия Кандинского «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» и картины Василия Поленова «Вид на Оку с восточного берега». Оба произведения созданы Тульским музейным объединением, что, по-видимому, объясняет их одинаковую цену — 1,3 млн руб.
Конкурс проходит на платформе Joys.space — первом российском NFT-маркетплейсе. Пользоваться Joys могут и новички — платформа выполняет все блокчейн-операции за них.
Еще одной творческой темой Петербургского форума станет развитие креативных индустрий на Севере России, которому будут посвящены несколько площадок ПМЭФ. Так, на сессии «Арктическая кухня: от полной неизвестности до массового спроса» обсудят роль гастрономии в экономике впечатлений, проблемы туристической отрасли и экономический эффект от внедрения арктической кухни в туристическую инфраструктуру.
Северный кинематограф и особенности создания кинокартин на арктических территориях обсудят участники круглого стола «Возможности, специфика и потенциал киноиндустрии Севера». На сессии «Сделано в Арктике: гранты как драйвер роста креативной экономики регионов Севера» будут рассмотрены новые возможности для креативного бизнеса в результате создания специальной инфраструктуры в регионе.
На Петербургском форуме пройдет обсуждение проекта Плана мероприятий по реализации в 2022—2024 гг. Концепции развития творческих индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки, предложенного Министерством культуры.
Авторы этого весьма интересного документа предлагают целый набор инструментов государственной поддержки креативного бизнеса. В частности, он предусматривает создание школ креативных индустрий в субъектах Федерации и — что особенно важно — введение специальных режимов передачи и эксплуатации имущественных комплексов для создания творческих кластеров, в том числе в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Минкультуры намерено проработать вопрос создания условий для развития инфраструктуры креативного предпринимательства, включая применение по решению субъектов Федерации льгот по налогу на имущество организаций и льготных условий аренды государственного и муниципального имущества, включая земельные участки для креативных кластеров.
Проект Плана мероприятий также включает проработку вопроса установления льготных режимов налоговых отчислений и отчислений во внебюджетные фонды для субъектов творческого предпринимательства, удовлетворяющих законодательным критериям.
Открытое и максимально громкое обсуждение этих и многих других идей на Петербургском форуме, в работе которого будут принимать участие первые лица государства российского, поможет (будем надеяться) их воплощению в жизнь отечественных креативных предпринимателей.