Российская индустрия привыкает к санкциям, которые приводят к замедлению экономической активности. Промышленное производство в мае, по предварительной оценке Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, снизилось на 1,9% год к году (в апреле, по данным Росстата, сокращение с исключением сезонного фактора составило 1,8%). Майские опросы, представленные статведомством и Институтом Гайдара, показывают небольшую просадку деловой активности.
Динамика отечественной промышленности в мае текущего года, по расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, была отрицательной, при этом сокращение составило 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Относительно последнего месяца весны допандемийного 2019 г. промышленное производство, наоборот, продемонстрировало прирост в 1,1%.
Оперативную оценку Индекса промышленного производства аналитики ИНП проводят на основе модели временных рядов ARIMA с сезонностью, дополненной регрессионным блоком. Регрессионный блок включает в себя оперативные индикаторы промышленных видов экономической деятельности.
Доли различных видов экономической деятельности в Индексе ИНП выглядят следующим образом: добыча полезных ископаемых — 38,9%, обрабатывающие производства за вычетом выпуска кокса и нефтепродуктов — 39,1%, производство кокса и нефтепродуктов — 11,6%, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха — 8,7%, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений — 1,7%.
На динамику оперативного индикатора в мае 2022 г. отрицательно повлияли добыча нефти и газа, которая сократилась по отношению к маю прошлого года на 2,8%, и погрузки на железнодорожном транспорте, уменьшившиеся на 5,6%.
Электропотребление с поправкой на температурный и календарный факторы, напротив, выросло на 3,1%, так же как и выпуск автомобильного бензина (+2,7%) и производство дизельного топлива (+1,2%).
Росстат наблюдает небольшое снижение
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в конце весны 2022 г. практически не изменился по сравнению с уровнем апреля, что свидетельствует о стабилизации или небольшом сокращении экономической активности. В добыче полезных ископаемых ИПУ составил 0,0% (в апреле было тоже 0,0%), в обрабатывающем секторе он равнялся –2,0% (месяцем ранее также –2,0%).
С исключением сезонного фактора ситуация выглядит почти такой же. ИПУ в добывающем сегменте экономики слегка поднялся, с –0,4 до –0,1%, в обрабатывающей промышленности чуть опустился — с –2,7 до –2,8%.
Баланс оценок руководителей компаний спроса на продукцию (портфеля заказов) в мае текущего года составил в секторе добычи –16% (–17% в апреле), в обрабатывающих производствах равнялся –28% (–27% в предыдущем месяце).
Количество оптимистов, ожидающих роста производства в течение ближайших трех месяцев, превысило число предполагающих снижение выпуска продукции в мае 2022 г. в добыче полезных ископаемых на 5 п.п. (доля респондентов, ожидающих увеличения выпуска, — 14%, а ожидающих снижения — 9%). В апреле количество оптимистов было на 7 п.п. больше.
В обрабатывающем сегменте число позитивно настроенных предпринимателей было на 13 п.п. больше (доля участников опроса, ожидающих увеличения выпуска, составила 24%, снижения — 11%). В предшествующем месяце аналогичный показатель равнялся 12 п.п.
Экономическую ситуацию в своей компании по добыче полезных ископаемых считали благоприятной 10% и удовлетворительной — 76%, в обрабатывающих производствах — 9 и 73% соответственно.
Вместе с тем исследование статведомства показало увеличение негативных оценок экономической конъюнктуры, данных топ-менеджерами в мае. Число пессимистов в отношении оценки текущей экономической ситуации в добыче полезных ископаемых превысило количество оптимистов на 4 п.п., в обрабатывающей промышленности — на 9 п.п.
Но надежда, как всегда, умирает последней. Улучшения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добыче полезных ископаемых 16% опрошенных, в обрабатывающих производствах — 21%. При этом число оптимистов превысило количество тех, кто ожидает ухудшения экономической ситуации, в добыче полезных ископаемых на 7 п.п. и в обрабатывающих производствах — на 6 п.п.
Средний уровень загрузки производственных мощностей в мае слегка просел по сравнению с предыдущим месяцем. В добыче полезных ископаемых он равнялся 56% (58% в апреле), на обрабатывающих предприятиях — 60% (61% в середине весны).
Подавляющая часть (89%) «капитанов бизнеса», занимающихся добычей полезных ископаемых, и 88% руководителей обрабатывающих фирм уверены, что производственные мощности удовлетворят спрос на продукцию, из них 6 и 10% респондентов соответственно указывают на избыточность мощностей.
Среди барьеров, мешающих, по мнению топ-менеджеров, росту производства, в добывающем секторе и обрабатывающей промышленности преобладает неопределенность экономической ситуации. На нее пожаловались более 60% опрошенных руководителей в обрабатывающей индустрии и свыше 40% — в добывающем сегменте.
Недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке считают серьезным препятствием для развития своего бизнеса 42% «директорского корпуса» в обрабатывающем секторе и 23% — в добывающих компаниях.
Наконец, 35% руководителей организаций обрабатывающей индустрии и 27% респондентов из добывающего сектора недовольны высоким уровнем налогообложения.
ИЭП отмечает стабилизацию
Результаты майского опроса, полученные Институтом экономической политики (ИЭП) им. Е. Гайдара, свидетельствуют о стабилизации индекса промышленного оптимизма.
«Праздничный май — сложный месяц как для предприятий, так и для статистического наблюдения за российской промышленностью», — подчеркивает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло. При этом оценку ситуации осложняют продолжающиеся военные действия и санкции западного блока.
Негативный тренд в мае показала фактическая динамика спроса, хотя она оставалась лучше уровней весны 2020 г. и осени 2008 г.
Предпринимательские оценки спроса в мае уменьшились незначительно, а прогнозы не показали улучшения после заметного восстановления в апреле. «Это свидетельствует о желании предприятий продолжить пополнение складов готовой продукции, пока поставки извне и цены на комплектующие позволяют поддерживать внутреннее производство», — подчеркивает С. Цухло.
Неустойчивость спроса, в свою очередь, повлияла на выпуск, который провис после небольшого роста в апреле. Тем не менее он все еще не опустился до кризисных провалов 2020 и 2008 гг.
На этом фоне доля нормальных оценок продаж продукции промышленных компаний в мае даже выросла до уровня 62% после апрельского значения 59%.
Размеры запасов готовой продукции не оказывают стимулирующего воздействия на выпуск в результате снижения их дефицита. «Он все-таки сохранился, но стал крайне малым, — замечает г-н Цухло. — С учетом особенностей текущего „санкционного“ кризиса это можно считать даже плюсом».