Минфин России разместил на своем сайте проект ФСБУ «Инвентаризация». Согласно программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022—2026 гг., применять стандарт планируется начиная с 2025 г.
В настоящее время вопросы инвентаризации регулируются документами, которым уже более 20 лет, а именно: п. 26—28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Между тем согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательное проведение инвентаризации должно устанавливаться федеральными и отраслевыми стандартами. Поэтому и был разработан проект ФСБУ «Инвентаризация» (далее — Проект). Он устанавливает требования к инвентаризации активов и обязательств экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы. Рассмотрим его отдельные положения.
Обязательное проведение инвентаризации
Случаи проведения обязательной инвентаризации перечислены в п. 3 Проекта, а сроки ее проведения — в п. 4 Проекта.
Так же как и сейчас, инвентаризация будет обязательна:
-
в случаях, установленных законодательством РФ;
-
в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (на отчетную дату);
-
при смене материально ответственного работника (на день приемки-передачи дел);
-
при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов (на день приемки-передачи дел), а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности) (непосредственно по факту предъявления требования);
-
при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов (непосредственно по установлению таких фактов);
-
в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация (непосредственно по окончании соответствующего события);
-
при ликвидации организации (перед составлением промежуточного ликвидационного баланса).
Но есть и новации. Так, сейчас обязательная инвентаризация проводится при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже. Проектом установлено, что инвентаризация обязательна при передаче (возврате) активов организации, имущественного комплекса в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже активов организации. Она должна проводиться непосредственно перед передачей (возвратом) в аренду, управление, безвозмездное пользование, перед выкупом, продажей.
Также Проектом предусматривается проведение обязательной инвентаризации при реорганизации (перед составлением передаточного акта или разделительного баланса), за исключением случаев реорганизации в форме преобразования. Сейчас такого исключения нет.
Общие требования к инвентаризации
Так же как и сейчас, фактическое наличие активов нужно будет определять путем подсчета, взвешивания, обмера. Если запасы хранятся в неповрежденных упаковках поставщика, их фактическое наличие можно определять на основании документов с обязательной проверкой на выборочной основе части этих активов в натуре. А фактическое наличие (вес или объем) активов, относящихся к навалочным запасам, допускается определять на основании обмеров и технических расчетов.
Новым является то, что, когда применение вышеуказанных способов выявления фактического наличия активов невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов отдельных видов активов, обеспечивающих реализацию основной цели инвентаризации (п. 12 Проекта).
Устанавливается запрет на определение фактического наличия активов со слов материально ответственных лиц (п. 13 Проекта).
Прочие положения
Определено, что отражать в бухучете результаты годовой инвентаризации нужно будет последним календарным днем отчетного года (п. 26 Проекта). Сейчас конкретная дата не установлена, а есть лишь требование отражать результаты в годовом бухгалтерском отчете.
Оказавшиеся в излишке активы нужно будет регистрировать в учете по справедливой стоимости, определяемой в порядке, установленном МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». А если причиной возникновения излишка стала ошибка в бухгалтерском учете, активы, оказавшиеся в излишке, регистрируются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на их приобретение, создание.
Недостающие (испорченные) объекты отражаются по балансовой стоимости, определяемой в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих видов активов.
Сведения о фактическом наличии активов и обязательств, сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета, результаты инвентаризации нужно будет оформлять документами инвентаризации. Раздел VI Проекта содержит требования к таким документам.