На практике встречаются ситуации, когда налоговый орган доначисляет налог на имущество по разным основаниям, в частности в связи с его неправомерным исключением из налоговой базы. Предлагаем рассмотреть, в каких случаях это происходит, на примере налога на имущество организаций.
Неправомерное исключение из налоговой базы имущества расценивается как уменьшение налогоплательщиком налоговой базы, что в силу п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускается. Уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога может произойти в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу в установленных законом случаях, которые предусмотрены частью второй НК РФ, например, в виде получения льгот.
При проверке ст. 54.1 НК РФ на соответствие Конституции РФ Конституционный суд РФ отметил, что предусмотренный порядок осуществления налогового контроля фактически сводится к конкретизации существующих полномочий налогового органа и ограничению его усмотрения при вмешательстве в осуществление налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы (Определение Конституционного суда РФ от 29.09.2020 № 2311-О). Следовательно, данное регулирование, касающееся процедурных вопросов проведения налоговых проверок и направленное на обеспечение прав налогоплательщика, а не на их ограничение, не может рассматриваться как ухудшающее права налогоплательщиков. Фактически оно лишь конкретизирует механизм налогового контроля таким образом, чтобы поддерживался баланс частных и публичных интересов в процессе выявления незаконного уменьшения налогоплательщиком налоговой базы, и указывает на обстоятельства и условия, которые могут быть приняты во внимание налоговым органом при квалификации действий налогоплательщика как незаконных.
В связи с тем, что размер подлежащих уплате налогов определяется на основе сведений, предоставленных налогоплательщиком, он может намеренно или по ошибке исключить из налоговой базы какой-то объект налогообложения, что может быть в дальнейшем расценено как уменьшение налоговой базы. Правомерным считается определение налогоплательщиком своей налоговой обязанности на основании отраженных им сведений о совершенных операциях при соблюдении одновременно следующих условий (письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»):
-
налогоплательщиком не было допущено искажение указанных сведений;
-
обязательства по соответствующей сделке исполнены лицом, заключившим договор с налогоплательщиком, либо лицом, на которое обязанность исполнения обязательства переведена (возложена) в силу договора или закона (то есть надлежащим лицом);
-
основной целью совершения операции либо их совокупности не являлось уменьшение налоговой обязанности.
Наиболее частые ошибки, допущенные налогоплательщиком при определении своей налоговой обязанности, что может в дальнейшем привести к доначислению налога, рассмотрим на примере налога на имущество организации.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается законами субъектов РФ о налоге с учетом главы 30 Налогового кодекса РФ. Не вдаваясь в особенности регионального законодательства, разберем общие положения налога на имущество организаций, установленные главой 30 НК РФ в целях выявления рисков доначисления налога в связи с его неправомерным исключением из налоговой базы.
Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии со ст. 374 НК РФ являются:
-
недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость этого имущества;
-
недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода.
Стоит отметит, что не все недвижимое имущество облагается налогом на имущество организаций, исключения из общего списка объектов налогообложения в рамках налога на имущество организаций приведены в ст. 374 НК РФ. В частности, к их числу законом отнесены земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения; ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов; космические объекты и иные объекты.
Учитывая, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций является недвижимое имущество, риск доначисления налоговым органом налога связан с правильной квалификацией имущества в качестве движимого или недвижимого.
Принимая во внимание, что глава 30 НК РФ не содержит определения понятия недвижимого имущества, необходимо использовать определения, содержащиеся в законодательстве.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу отнесены также жилые и нежилые помещения, машино-места. В силу закона к недвижимому имуществу может быть отнесено иное имущество, например жилые строения (Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Иными словами, вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания федерального закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 07.04.2016 № 310-ЭС15-16638 по делу № А35-8277/2014).
ФНС России в письме от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@ «О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» рекомендует учитывать при определении понятий «здание», «сооружение», «помещение» соответствующие нормы Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации вещных прав на недвижимость. Однако важно помнить, что по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 38 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520 по делу № А51-12453/2014).
Таким образом, при отнесении объекта имущества к недвижимому имуществу целесообразно исследовать: наличие записи об объекте в ЕГРН; при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например, для объектов капитального строительства — наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п. (письмо ФНС России от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@).
Поскольку общеизвестные критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения не позволяют однозначно решить вопрос об отнесении объекта имущества к недвижимому или к движимому, при классификации имущества в целях уплаты налога на имущество стоит руководствоваться общероссийским классификатором основных средств, например Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенным в действие с 01.01.2017 приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (письмо ФНС России от 21.05.2021 № БС-4-21/7027@, Определение Верховного суда РФ от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222 по делу № А32-56709/19).
Вопрос об отнесении некоторых объектов к недвижимости был также рассмотрен Минфином России, который, ссылаясь на Росреестр, пояснил, что с большей вероятностью к объектам недвижимости стоит относить сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства. Соответственно, объекты, обладающие характеристиками некапитальных сооружений, не относятся к недвижимому имуществу (письмо Минфина России от 26.05.2021 № 03‑05‑05‑01/40484).
Аналогичный вывод содержится в сформировавшейся судебной практике в отношении таких некапитальных сооружений и оборудования, как забор, замощение, автостоянка, колонка бензозаправочная, футбольное поле (определения Верховного суда РФ от 20.05.2015 № 306-ЭС15-5227, от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520, от 07.04.2016 № 310-ЭС15-16638, от 27.12.2018 № 310-ЭС18-13357, от 28.01.2019 № 308-КГ18-23749).
Таким образом, риск доначисления налога на имущество зависит от правильной классификации налогоплательщиком имущества на движимое или недвижимое, поскольку налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно, это вызывает определенные затруднения.
Частным случаем неправильного определения налоговой базы, который приводит к риску доначисления налога, является неправильный учет налогоплательщиком имущества, входящего в состав недвижимого имущества.
Налоговый орган может доначислить налог на имущество в связи с тем, что объекты основных средств налогоплательщика относятся к недвижимым вещам в силу того, что они являются неделимой вещью в составе объекта недвижимости либо сооружением, неразрывно связанным с землей. Данный вывод подтверждается судебной практикой: постановлениями Арбитражного суда Московского округа от 09.08.2021 № Ф05-18766/2021 по делу № А40-107082/2020, Арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2022 № Ф06-15134/2022 по делу № А65-10705/2021, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2018 № Ф07-6257/2018 по делу № А42-5598/2017, Арбитражного суда Уральского округа от 31.07.2015 № Ф09-4761/15 по делу № А50-17946/2014.
Риск доначисления налога возникает также, если неправильно определить, с какого момента имущество, например здание, становится объектом налогообложения. Здание является объектом налогообложения, пока оно реально существует, а не до момента внесения записи о прекращении права собственности в ЕГРН (п. 31 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного суда РФ 26.12.2018, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017).
Поскольку уплата налога со стоимости недвижимого имущества является одной из составляющих бремени его содержания, которое лежит на собственнике, само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.
Следовательно, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика — объектами основных средств.
При формировании налоговой базы в целях уплаты налога на имущество организации важно понимать, что отсутствие государственной регистрации перехода прав собственности на объект налогообложения не влияет на уплату налога на имущество приобретателем этого имущества. Следовательно, если налогоплательщик не учел данный факт, то есть риски доначисления налога в связи с его неправомерным исключением из налоговой базы.
В случае приобретения в собственность объектов недвижимости приобретатель становится плательщиком налога на имущество организаций независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности, поскольку в силу законодательства о бухгалтерском учете такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148).
Если недвижимое имущество приобретено, однако еще не внесена запись в ЕГРН о смене собственника, то организация, получив его по акту приема-передачи и введя в эксплуатацию, обязана учесть это имущество на балансе в качестве основных средств, а тем самым и в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций.
Принимая во внимание тот факт, что в целях уплаты налога на имущество налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ, риск неправильного ее определения крайне высок, что может послужить поводом для доначисления налога налоговым органом. Как правило, неправомерное исключение из налоговой базы имущества выражается в неправильной классификации имущества, являющегося объектом налогообложения, в неверном определении момента включения имущества в налоговую базу. Следовательно, правильное определение объектов налогообложения минимизирует риски доначисления налога на имущество организаций.