Период первоначального шока, который испытал отечественный бизнес от шквала санкций, уже прошел, подчеркивали участники ПМЭФ. Меры правительства сработали, выручка и число средних и малых предпринимателей растут, а МЭР готовит улучшенный прогноз на текущий год. Теперь бизнес предлагает разработать детализированные по отраслям программы поддержки, целенаправленно стимулировать инвестиции МСП и выстраивать новые логистические цепочки.
Российская экономика, по словам премьера Михаила Мишустина, прозвучавшим на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), плавно адаптируется к новым вызовам. Правительству удалось сохранить макроэкономическую стабильность, успешно выполняются все намеченные социальные программы и последовательно снижается административная нагрузка на бизнес.
«Сейчас перед нами новые задачи. Среди них определение длительного горизонта планирования и среднесрочной адаптации экономики, — отметил глава Кабинета министров. — Глобальная цель нашей работы — обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации».
Сравнивая нынешнюю ситуацию с действиями властей в острую фазу пандемии коронавируса, министр экономического развития Максим Решетников заметил, что, с одной стороны, есть, безусловно, сходство. «Оно в первую очередь касается скорости работы и принятия решений, гибкости». С другой стороны, сегодняшняя ситуация кардинально иная. «Если во время пандемии была задача переждать и мы понимали, что после коронавируса мир будет другим, но в целом похожим, то теперь степень „похожести“ будет совсем другая».
Сейчас, по оценке главы МЭР, происходит структурная перестройка экономики.
Отечественный бизнес гораздо крепче держит удар санкций, чем предполагали многие эксперты в феврале — марте текущего года, поэтому в последнее время началось улучшение прогнозов развития нашей экономики. Так, недавно повысил свой прогноз Центральный банк. «Мы тоже готовимся уточнять прогноз в лучшую сторону, — пообещал глава МЭР. — Мы видим, что те меры, которые так интенсивно принимаются, дают свой результат».
«Опыт, который мы приобрели во время пандемии, пригодился, — констатировал глава „Опоры России“ Александр Калинин. — Буквально с марта в Правительстве РФ, в Федеральном Собрании некоторые меры, которые предлагал бизнес, внедрялись за четыре дня. Четыре дня от предложения до принятия уже закона в трех чтениях для утверждения его Советом Федерации: такого темпа принятия мер поддержки не было в новейшей истории России».
Комплекс мер государственной поддержки предпринимателей постоянно дополняется. «И вот что мы видим: несмотря на беспрецедентное давление на экономику России, спада большого не наступило в малом бизнесе, — отметил г-н Калинин. — Я просто статистику приведу: во-первых, год к году количество субъектов выросло с 5,8 млн до 6 млн. Количество вновь созданных субъектов за эти пять месяцев — на 18% выше, чем в мае прошлого. Это статистика. Я знаю, что разная ситуация в отраслях».
Кроме того, выручка субъектов МСП в марте нынешнего года была на 27% больше, чем в первом весеннем месяце 2021 г. В апреле она также выросла — на 7% по сравнению с прошлым годом, в мае — еще на 18%.
Однако сейчас пора переходить от стремительного принятия экстренных мер поддержки к выработке среднесрочной экономической политики. «Что собой представляла „старая“, действующая до сих пор стратегия? Я бы назвал ее „Приказано выжить“. Она по большому счету посвящена тому, чтобы малый бизнес мог выжить не три года, а чтобы средний срок жизни малого предприятия был доведен до пяти-шести лет, — высказал свое мнение вице-премьер Андрей Белоусов. — Будущая стратегия должна основываться на принципе „Приказано заработать“. Надо создать условия, чтобы люди в малом и среднем бизнесе зарабатывали. Это ключевая задача на ближайшее время».
От мер поддержки, нацеленных на бизнес в целом, нужно переходить к инструментам, которые детализированы по отдельным отраслям, причем стараться охватить максимальный спектр секторов экономики. «Один из насущных вопросов — отраслевые приоритеты, — считает А. Калинин. — У министерств есть полномочия по развитию МСП. Есть ли понимание в Минтрансе, в Минэнерго? Таких программ в министерствах пока нет. У „Опоры“ есть предложения по созданию отраслевых программ развития малого и среднего бизнеса».
«Сейчас время нашего российского производства, сейчас необходимо дать возможность качественного роста производственного бизнеса. В новой стратегии МСП у нас должны появиться отраслевые программы, — согласна с г-ном Калининым вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова. — Нужно пересмотреть в этом ключе национальный проект по поддержке малого бизнеса».
Среднесрочные инструменты экономической политики должны включать меры, направленные на стимулирование инвестиций МСП, в частности льготный лизинг. «В регионах для предпринимателей льготный лизинг — это один из ключевых запросов», — уверен гендиректор Корпорации «МСП» Александр Исаевич.
Важной мерой поддержки малого и среднего бизнеса должны стать дешевые долгие деньги, которые можно использовать на капиталовложения. «Кредиты должны выдаваться минимум на пять-семь лет, — считает директор ООО „Дивес Груп“ Евгения Чавкина. — Небольшие сроки могут быть убийственны для бизнеса».
Для эффективного выстраивания новых логистических цепочек можно активно использовать цифровую платформу «Мой экспорт». «Она предлагает более 30 различных сервисов», — рассказала гендиректор Российского экспортного центра Вероника Никишина.
Государство также может компенсировать МСП расходы на участие в бизнес-миссиях в дружественных странах. «Малый бизнес так устроен, что компенсация нужна, прежде всего, не на выставки, а на бизнес-миссии, — сказал г-н Калинин. — Он нуждается в поездках за рубеж, чтобы посмотреть близкие по профилю фабрики, прощупывать потенциальных партнеров, а кое-где — позаимствовать интересные идеи».