Отечественные предприниматели в секторе МСП уже в апреле — мае нынешнего года смогли адаптироваться к жестким санкциям Запада, показывают опросы НАФИ и бизнес-омбудсмена. Более половины (76%) «директорского корпуса» оценивает финансовое состояние своих компаний как «хорошее» или «среднее», а 77% руководителей заявили, что адаптировались к санкциям. Большинство (76%) предприятий не собираются увольнять сотрудников и активно налаживают связи с поставщиками и покупателями из дружественных или нейтральных стран.
В апреле — мае 2022 г. первоначальный шок от социально-экономических потрясений прошел, и бизнес, по оценке Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), начал адаптироваться к работе в новых условиях. В результате за месяц доля предпринимателей, оценивающих финансовое положение своего бизнеса как хорошее, заметно увеличилась — с 25 до 34%, а доля бизнесменов, называющих финансовое положение своих предприятий средним, возросла с 35 до 42%.
«Умение проявлять гибкость и адаптироваться к меняющимся условиям — неотъемлемая характеристика жизнеспособного бизнеса, — комментирует ситуацию генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. — Российские предприниматели продемонстрировали высокий уровень адаптивности, поскольку в такие короткие сроки многие сумели приспособиться к новым условиям работы, оптимизировать свои бизнес-процессы, найти баланс, пусть и временный. Свою роль здесь сыграла и государственная поддержка предпринимательства».
Наиболее позитивны в оценке финансового положения своих компаний представители среднего бизнеса (63% оценили текущее финансовое состояние как хорошее), а также менеджеры предприятий, работающих на рынке более десяти лет (45%).
Положительный тренд наблюдается и в прогнозах предпринимателей, касающихся развития ситуации в ближайшие три месяца. Доля представителей бизнеса, которые оценивают финансовые перспективы своих компаний как хорошие, выросла с 27 до 35%. Процент бизнесменов, не ожидающих изменений финансового положения в указанный период времени, вырос с 22 до 29.
Сохранить кадры и наладить логистику
Позитивную тенденцию показал мониторинг НАФИ в области кадровой политики компаний: 76% не планируют снижать численность персонала (рост на 19 п.п. по сравнению с мартом). При этом доля предпринимателей, которые собираются сокращать штат, снизилась на 16 п.п. (с 38 до 22%).
Важная деталь: пятая часть предпринимателей (20%) уже планируют расширять штат. По сравнению с мартовской волной измерений их доля увеличилась на 8 п.п. Наибольший оптимизм в этом плане демонстрируют представители среднего бизнеса — 29% считают, что численность персонала их компаний увеличится в ближайшие месяцы.
Рост численности сотрудников на своих предприятиях ожидают представители таких сфер деятельности, как информация и связь (24%), торговля (21%), транспорт и логистика (20%).
Почти половина российских компаний малого и среднего бизнеса (46%) выпускают продукцию или предлагают услуги, для которых нужны импортные комплектующие — сырье, материалы, а также программное обеспечение, оборудование и др. Часть этих предприятий к апрелю — маю стали испытывать проблемы в связи с нарушением цепочек поставок.
Трудности, связанные с зарубежными поставками, предприниматели стараются решить различными способами. Прежде всего — за счет поиска новых партнеров в России (25%) или дружественных странах (23%) и налаживания сотрудничества с ними.
Лидером среди стран, способных, по мнению представителей бизнеса, обеспечить производителей отсутствующими компонентами, является Китай (об этом заявили 16% опрошенных). Также предприниматели стараются устанавливать связи с поставщиками из Индии (3%), стран СНГ (3%) и Юго-Восточной Азии (4%).
12% предпринимателей заявили, что пока не ищут новых поставщиков, а намерены сохранить или восстановить отношения с текущими партнерами, надеясь на скорейшее возобновление схем сотрудничества.
Каждый десятый (10%) бизнесмен решил отказаться от производства продуктов или предоставления услуг, в которых используются дефицитные или исчезнувшие с рынка импортные компоненты.
28% опрошенных предполагают, что решение проблем с цепочками поставок займет у них до полугода. Причем более оптимистично смотрят на этот вопрос представители торговли (15%), микробизнес (18%), молодые предприятия, которые функционируют менее трех лет (34%) и имеют менее 15 сотрудников (18%).
5% компаний считают, что решение этой проблемы может растянуться на год, 7% предпринимателей более пессимистичны и предполагают, что на поиск новых контрагентов потребуется более 12 месяцев.
Большинство уже привыкло
Подавляющая часть (77,4%) бизнесменов, как показал опрос уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте страны, к санкциям уже приспособились или надеются это сделать, а вот 11,7% этого сделать не сумели и останавливают бизнес — полностью или частично.
Самая значимая проблема для бизнеса сегодня — спад спроса (62,2% ответов), далее следуют дефицит оборотных средств и кассовые разрывы (40,7%), сбои в цепочках поставок (35,9%) и сложности доставки по импорту (26,6%).
«Спокойные и эффективные» — такую характеристику действиям правительства в условиях санкционного давления согласились дать 34,7% респондентов. 56,4%, напротив, считают их недостаточными, а 8,9% полагают, что Кабинет министров своими действиями только осложняет ситуацию.
Что ждут предприниматели от родного правительства? На снижение налогов и списание части накопившейся налоговой задолженности надеются 52,8% бизнесменов, на сокращение ставки страховых взносов до 15% со всей базы заработной платы — 49,2%, на более дешевые и доступные оборотные кредиты — 45,2%, на заморозку тарифов естественных монополий — 23,5%.
Говоря о перспективах развития экономики, 56,4% бизнесменов выбрали ответ: «Ситуация сложная, надо отказаться от косметических изменений и кардинально менять правила игры — нужна новая экономическая модель, где будет удобно, выгодно и безопасно работать». Лишь 3,8% продемонстрировали крайний пессимизм и ответили, что перспектив нет.
В целом оба предпринимательских опроса показали схожую картину положения отечественного бизнеса в сегодняшних условиях. Бизнесмены, как правило, люди с креативной жилкой и успешно выживают под градом санкций, налаживая связи с новыми странами, поставщиками сырья и материалов, а также покупателями и клиентами.