Более полумиллиона человек повысили свои предпринимательские навыки на образовательных курсах, проведенных в рамках реализации национального проекта «Мой бизнес». Предприниматели и россияне, планирующие создать свое дело, смогли получить профессиональные знания с помощью программ «Вдохновение и старт бизнеса», «Акселерация и развитие бизнеса», «Управление персоналом», «Привлечение клиентов и продажи».
В масштабную программу повышения образовательного уровня отечественных предпринимателей, в которой приняли участие Минэкономразвития, Сбербанк, Ассоциация развития финансовой грамотности, Торгово-промышленная палата РФ и ВШЭ, были вовлечены 1200 компаний и организаций из всех регионов России. Все вместе они провели более 4 тыс. уникальных курсов для представителей бизнеса и потенциальных предпринимателей через региональные центры «Мой бизнес» и другие организации инфраструктуры поддержки МСП. С 2019 г. прошли обучение уже свыше полумиллиона человек.
Исследование, которое провели организаторы программы, показало, что наиболее активно учатся люди до 45 лет (92%), причем на долю молодежи до 25 лет пришлось 45%.
Интересный факт: в числе прошедших обучение женщин оказалось на 4 п.п. больше, чем мужчин (52% против 48%). Правда, и курсы, направленные на развитие женского предпринимательства, более распространены в нашей стране.
Основной аудиторией курсов для предпринимателей стали представители уже действующего бизнеса, руководители компаний, индивидуальные предприниматели и самозанятые (48,5%).
На втором месте оказались школьники и студенты (25,2%). Доля работников по найму, среди которых есть люди, уже работающие в МСП, и россияне, только собирающиеся открыть собственное дело, составила 21%, безработных и других групп — менее 5%.
Более половины (53%) прошедших обучение имеют среднее общее или профессиональное образование, а 47% успели закончить вузы.
«Повышение предпринимательской грамотности — одно из важных направлений поддержки бизнесменов, — считает замминистра экономического развития Татьяна Илюшенкова. — Получение специальных знаний востребовано на всех этапах развития бизнеса: при перенастройке или масштабировании, при выходе на маркетплейсы и новые рынки, в том числе в других странах, но особенно важно для начинающих предпринимателей. Это подтвердило и наше исследование: больше всего людей учатся по направлениям „Вдохновение и старт бизнеса“ — 32,4%, „Акселерация и развитие бизнеса“ — 16,8%, „Управление персоналом“ — 13,7%, „Привлечение клиентов и продажи“ — 9,1%».
Результаты, полученные в рамках исследования, позволяют сделать выводы о том, как структурировано региональное обучение в разрезе направлений и продолжительности образовательных программ у лидеров образования. Это дает регионам дополнительный ориентир для организации образования на местах и возможности увеличения доли МСП за счет роста обучения предпринимательским навыкам.
«Предпринимательское образование — один из факторов, влияющих на открытие бизнеса и оказывающих значимое положительное влияние на результаты уже существующего, — уверен зампред правления Сбербанка Анатолий Попов. — Кстати, „Сбер“ уже стал активным участником рынка образования для предпринимателей. У нас давно работает программа „БизнесКласс“».
«Анализ показал, что за последние три года около 580 тыс. человек прошли обучение по программам, направленным на развитие предпринимательской грамотности, — отметил директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов. — Выявилась корреляция между степенью обученности и самой предпринимательской активностью, но работа по обсуждению и интерпретации заявленных результатов продолжается».
Предприниматели, по словам digital-консультанта, CEO INPRO digital Виталия Арбузова, являются творцами, которые далеки от финансовых инструментов, поэтому образовательные программы в этой области для них весьма актуальны.