В деле, рассмотренном в Определении Верховного суда РФ от 13.05.2022 № 305-ЭС22-6099, суды пришли к выводу, что датой выплаты дохода следует считать день списания денежных средств со счета в первом банке, а не их зачисления на лицевые счета работников во втором банке.
Суть дела
Компания перечисляла деньги для выплаты зарплаты работникам из одного банка в другой, где они через день-два на основании реестра зачислялись на лицевые счета работников. НДФЛ перечислялся в бюджет на следующий день после зачисления средств на лицевые счета. В платежных поручениях на перечисление в назначении платежа указывалось: «Выплата денежных средств сотрудникам согласно реестра № от такого-то числа. Перечисление заработной платы за такой-то месяц».
Налоговики посчитали, что компания перечисляла НДФЛ с нарушением установленного срока, поскольку датой получения дохода работниками следует считать день перечисления средств из первого банка во второй. Они привлекли компанию к ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Компания полагала, что перечисляет налог в срок. По ее мнению, дата перечисления денежных средств с расчетного счета одного банка на расчетный счет другого банка не является датой фактического получения дохода физическими лицами. А фактической датой получения работниками дохода является дата загрузки платежного реестра в банк, исполняющий зачисления денежных средств на лицевые счета работников (дата сводного мемориального ордера к платежной ведомости).
Компания попыталась оспорить решение инспекции в вышестоящем налоговом органе, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд с требованием признать решение инспекции недействительным.
Решение судов
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований.
Согласно п. 4 и 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, а перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Суды указали, что мемориальные ордера свидетельствуют лишь о дате фактического поступления денежных средств на счета физических лиц, открытых во втором банке. При этом выплата дохода в денежной форме была произведена компанией со своего расчетного счета, открытого в первом банке, и состоялась в тот момент, когда этот банк исполнил платежные поручения и списал указанные денежные средства с расчетного счета налогового агента. Кроме того, удержав НДФЛ с дохода работников именно в день списания сумм на выплату работникам со счета компании в первом банке, она сама подтвердила этот день в качестве дня фактической выплаты дохода в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ.
Таким образом, представленные выписки банка по расчетному счету компании свидетельствуют о несвоевременном удержании и перечислении ею налога, в связи с чем она правомерно привлечена к налоговой ответственности, установленной ст. 123 НК РФ.
Судья Верховного суда РФ не нашел оснований для передачи дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.