Но поскольку речь идет не о бухгалтерской отчетности, а о субъективных оценках их руководителей, которым еще предстоит сориентироваться в сложной ситуации, эксперты рекомендуют относиться к этому философски.
Анализ деловых тенденций в сфере услуг во II квартале 2022 г. эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, как всегда, провели на данных ежеквартальных конъюнктурных опросов Росстатом руководителей организаций названного сектора экономики. Как обычно, основное внимание уделим выводам и ожиданиям авторов анализа.
Обобщенно о конъюнктуре
Основной композитный индикатор обследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — снизился во II квартале 2022 г. относительно предыдущего квартала на 8 п.п. и составил –9%, что соответствует параметрам кризисного I квартала 2016 г. Вместе с тем аналитики ЦКИ ИСИЭЗ констатируют, что бизнес-настроения респондентов выглядят несопоставимо лучше, чем в эпицентре коронакризисной атаки в 2020 г.
Они отмечают, что негативная динамика ИПУ была обусловлена одновременным спадом всех трех компонентов индикатора: балансы оценок фактического и ожидаемого изменения спроса на оказываемые услуги, а также фактического изменения экономической ситуации потеряли 7,5 и 9 п.п. соответственно.
Заметно ухудшились деловые настроения респондентов в 14 из 15 обследуемых видов услуг. Наиболее резкий рост предпринимательского пессимизма наблюдался в двух сегментах — в техобслуживании и ремонте автотранспорта и в рекламных услугах, где ИПУ после обвала за один квартал на 27 и 26 п.п. достиг отметок –24 и –23% соответственно.
Единственным позитивным исключением стал сегмент оказания санаторно-курортных услуг, где ИПУ прибавил 6 п.п. относительно предыдущего квартала, закрепившись в зоне положительных значений и благоприятного делового климата (+10%).
Выводы и прогнозы
Несмотря на заметное ухудшение бизнес-настроений руководителей организаций сферы услуг во II квартале текущего года, оценочно интерпретировать эту коррекцию по сравнению с I кварталом как резко ухудшившуюся, на взгляд авторов анализа, нет экономических оснований. По их мнению, спад практически всех ключевых индикаторов финансово-хозяйственной деятельности (кроме численности занятых) вызван в первую очередь психологическим состоянием предпринимателей, которые вошли в силу известных причин в экономику сопротивления и пока не очень понимают, какие управленческие схемы им необходимо применить в подобной ситуации. По мере осознания проблем, адаптации к ним и выработки методов сопротивления не исключено, что ситуация начнет стабилизироваться, считают ученые ЦКИ.
Они напоминают, что выявленные оценки экономической ситуации в сфере услуг базируются не на бухгалтерской отчетности, а на субъективных мнениях респондентов, впервые оказавшихся в таких стрессовых экономических событиях, не предусмотренных никакими бизнес-планами. В условиях значительной экономической неопределенности и отсутствия пока четкой программы преодоления и сопротивления возникшим проблемам к обобщенным мнениям респондентов необходимо относиться диалектически, рекомендуют аналитики.
В подтверждение данного вывода они указывают на галопирующий рост лимитирующего влияния на бизнес фактора «неопределенность экономической ситуации». Две трети респондентов сослались на этот негативный фактор как превалирующий среди других финансово-экономических барьеров, что в три раза больше по сравнению с периодами относительно благоприятной экономической конъюнктуры. В таких условиях мнения даже профессионально подготовленных людей, как правило, несколько искажают результаты любого социоэкономического исследования.
Косвенно подтверждают отсутствие фундаментального спада в сфере услуг ответы респондентов о динамике численности занятых в их организациях, где не выявлено практически никаких изменений ситуации по сравнению с предыдущими периодами. Хотя, исходя из классической экономической теории и ретроспективного анализа результатов конъюнктурных опросов, при заметном падении производства товаров и услуг, падении спроса и ухудшении финансовой ситуации первое действие предпринимателей из любых видов экономической деятельности в целях оптимизации издержек — сокращение численности занятых и фонда оплаты труда наемных работников на своих предприятиях. Пока таких процессов по отношению к численности занятых, по мнению респондентов, не наблюдается.
Однако учитывая общую совокупность не критических, но негативных оценок руководителей организаций сферы услуг, эксперты ЦКИ констатируют, что экономическая ситуация в сервисном сегменте экономики несколько ухудшилась.
К их сожалению, результаты конъюнктурных опросов подтверждаются и последними официальными количественными данными Росстата. Так, после впечатляющего годового роста объемов платных услуг населению в 2021 г. (114,1%) его темпы в апреле текущего года в годовом сопоставлении замедлились до 103,1%. При этом объем услуг в апреле упал по сравнению с мартом на 3,2%. Учитывая, что данные опросов носят опережающий характер и охватывают в оценках все 1-е полугодие текущего года, аналитики ЦКИ почти с уверенностью утверждают, что по статистическим итогам июня объем платных услуг в годовом измерении перейдет в зону спада.
Они считают, что дальнейшая динамика ключевых показателей, характеризующих деловой климат в сфере услуг, будет зависеть в первую очередь от динамики реальных располагаемых денежных доходов населения страны, управленческих перестроений самого бизнеса, государственных мер по оказанию помощи предприятиям сферы услуг, причем не только финансовой, но прежде всего законодательной — с точки зрения резкой минимизации административной нагрузки и упрощения регламентных процедур.
Авторы анализа обращают внимание, что технологическое санкционное давление со стороны западных стран для сферы услуг, за исключением высокотехнологичных сегментов (ИТ, телекоммуникации, сложный транспорт, отдельные сегменты финансовых услуг, стоматология и др.), не будет составлять таких трудностей, как, например, для обрабатывающей промышленности. Эксперты ЦКИ предполагают, что отрасль пойдет на первом этапе по пути упрощения оказываемых услуг. Этот процесс поддержит функционирование организаций, но в некоторой степени может негативно повлиять на качество предоставляемых услуг.
Главная проблема для сервисного сектора — это возможная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения и занятости людей в текущем году. Именно от доходов зависит не только рост, но и развитие сферы услуг, особенно в сегменте необязательных услуг. Если реальные доходы населения в текущем году упадут по сравнению с 2021 г. на ожидаемые 7—9%, а это примерно около 5 трлн руб. выпадающих доходов, то сфера услуг, полагают авторы исследования, войдет в зону не глубокого, но заметного спада. Они отмечают, что усугубляет этот сценарий тот факт, что при таких объемах выпадающих доходов часть населения обязательно поменяет свою модель экономического поведения с потребительской на сберегательную. Причем экономить люди будут преимущественно не на продовольственных товарах, а на необязательных услугах и непродовольственных товарах.
Резонно мнение экспертов ЦКИ, что снижение объемов услуг в первую очередь создаст экономические проблемы в крупных мегаполисах (например, Москве, Санкт-Петербурге и др.), где высока доля услуг в структуре ВРП. Аналитикам очевидно, что в этих мегаполисах сократятся не только объемы услуг, но и рабочие места по таким специфическим направлениям, как консалтинг, финансовые, брокерские, дилерские, коммуникационные и другие. Из-за спада в перечисленных сегментах, а также в развлекательных, спортивных, туристических, транспортных и других видах услуг будет наблюдаться сжатие налогооблагаемой базы в этих регионах со всеми вытекающими последствиями для бюджета и рынка труда. Скорее всего, по мнению экспертов, снижение объемов услуг в целом по стране на функционирование малых городов и сельских поселений не повлияет.
Учитывая, что сфера персональных услуг населению — вполне гибкая отрасль с абсолютно некритической импортозависимостью, не требующая сверхкомпетентных знаний и образования (кроме отдельных высокотехнологичных сегментов), а также тот факт, что сервисная отрасль состоит преимущественно из малых частных предприятий, авторы анализа предполагают, что текущие и ожидаемые экономические невзгоды могут быть устранены за краткосрочный период.
«Следует иметь в виду, что сфера услуг наряду с торговлей является потребительским сегментом экономики. Поэтому от того, с какой скоростью и интенсивностью будет проходить компенсационный процесс сопротивления сложившимся форс-мажорным обстоятельствам, во многом будет зависеть качество жизни населения России», — заключают эксперты ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Индекс предпринимательской уверенности в различных видах услуг во II квартале 2022 г., балансы, %
Вид услуг |
Значение |
Сфера услуг в целом |
–9 |
Санаторно-курортные услуги |
10 |
Стоматологическая практика |
0 |
Пассажирский транспорт |
–2 |
Услуги гостиниц |
–2 |
Страхование |
–6 |
Прочие персональные услуги |
–6 |
Услуги связи |
–6 |
Услуги ломбардов |
–7 |
Ремонт предметов личного потребления |
–8 |
Грузовые перевозки |
–10 |
Риелторские услуги |
–12 |
Туристические услуги |
–13 |
Деятельность в области культуры, спорта, развлечений |
–14 |
Рекламные услуги |
–23 |
Техобслуживание и ремонт автотранспорта |
–24 |
Источник: Росстат, расчеты ЦКИ ИСИЭЗ