На этот вопрос ответили аналитики Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) в исследовании повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в 15 крупнейших городах России.
Представляя исследование, его авторы напоминают, что ИПЕМ публикует расчеты по теме роста тарифов на ЖКУ с 2016 г. Эксперты института отмечают, что впервые за три последних года увеличился средний взвешенный базовый индекс платы за коммунальные услуги, причем прирост индекса в 2022 г. достиг максимальных значений после изменения системы индексации тарифов в 2015 г.
Одновременно, пишут они, усиливается разрыв между ростом базовых индексов платы и инфляцией, который по итогам 2022 г. может достигнуть 12 п.п. Этот дисбаланс, констатируют исследователи, сдерживает тарифную нагрузку на население, однако предприятия ЖКХ из-за неспособности компенсировать потери от инфляции ростом своих доходов вынуждены сокращать затраты, в том числе за счет сжатия инвестиционных программ.
«Базовые значения индексов платы в последние годы все слабее отражают реальную ситуацию в муниципалитетах. При этом сохраняется практика установления окончательных индексов платы, превышающих нормативные значения даже с учетом допустимого отклонения», — отмечают ученые ИПЕМ.
В ряде регионов значения окончательных индексов платы между муниципалитетами заметно различаются. В 2022 г., как и в предыдущие годы, пониженные индексы платы устанавливались, как правило, для муниципалитетов со значительной долей сельского населения. При этом значимая разница индексов между городским и сельским населением наблюдается только в двух регионах — Кемеровской области и Татарстане.
Авторы исследования считают, что многие отклонения от традиционного порядка индексации тарифов ЖКУ — последствия мусорной реформы. В подтверждение приводят такой пример: со второй половины 2021 г. в Красноярске стали различаться тарифы на обращение с ТКО для районов, расположенных на левом и правом берегах Енисея, в результате разница в тарифах для разных его берегов достигает 27—35% в разные периоды года.
Другой особенностью тарифной кампании эксперты ИПЕМ называют расширение применения механизма «альтернативной котельной», не предполагающей государственного регулирования тарифов. При этом последствия перехода к альтернативному методу расчета тарифов на тепловую энергию для городов-миллионников неравнозначны: в Красноярске переход на «альтернативную котельную» уже привел к росту тарифов, в отличие от Самары и Перми, констатируют авторы исследования.
Допустимый и фактический прирост платы за ЖКУ, вторая половина 2022 г. ко второй половине 2021 г.
Город |
Фактический прирост платы, % |
Индекс платы, % |
|
Базовое значение |
Окончательное значение |
||
Москва |
10,0 |
6,0 |
6,0 |
Санкт-Петербург |
6,4 |
6,3 |
3,5 |
Новосибирск |
7,5 |
5,2 |
5,2 |
Екатеринбург |
2,2 |
2,9 |
3,1 |
Нижний Новгород |
1,6 |
4,4 |
4,4 |
Казань |
8,4 |
6,2 |
13,0 |
Челябинск |
4,9 |
3,4 |
3,4 |
Омск |
9,0 |
5,3 |
7,6 |
Самара |
4,6 |
3,8 |
5,2 |
Ростов-на-Дону |
3,9 |
3,8 |
5,4 |
Уфа |
3,3 |
4,4 |
6,4 |
Красноярск |
5,7 |
4,0 |
6,7 |
Пермь |
2,2 |
4,4 |
6,4 |
Воронеж |
6,3 |
5,3 |
9,1 |
Волгоград |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
Источник: ИПЕМ по данным Правительства РФ и решений региональных органов власти