С учетом решения части из них остановить работу, заморозить проекты и инвестиции в России эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) оценили масштаб деятельности иностранного бизнеса в России, особенно исходя из вопросов занятости и критической значимости для экономики.
Аналитики ЦСР отмечают, что в России представлен как крупный, так и средний иностранный бизнес. Средний, как правило, образует малые и микропредприятия (их чуть менее половины в общем числе иностранных компаний). Типичный пример — чешская компания КOH-I-NOOR, специализирующаяся на выпуске художественных и канцелярских товаров.
Иностранный бизнес также различается по степени значимости для российской экономики. Одни компании обеспечивают российских потребителей конкурентоспособной передовой технологической продукцией, которая уникальна и не имеет субститутов на российском рынке (например, фарм- и компании отрасли тяжелого машиностроения). В основном они из недружественных стран — США, Германии, Швейцарии, Японии и пр. Другие компании не занимают монопольного положения на рынке и предоставляют потребителям простую продукцию (одежда, обувь), для которой на мировом рынке имеется значительное количество аналогов.
Самоограничения работы в России
Иностранные компании, работающие в России, поразному среагировали на происходящие события. Более половины компаний не объявляли о каких-либо ограничениях в своей работе и продолжают деятельность в обычном режиме. Среди крупнейших 600 компаний 46% заявили о решении как-либо ограничить свою деятельность в стране и, в частности, 21% приостановил ее.
При этом авторы анализа констатируют, что остановка деятельности, согласно данным открытых источников, не всегда была обусловлена попыткой компаний минимизировать репутационные издержки от работы в России. В значительном количестве случаев остановка происходила по объективным причинам: санкционные запреты, мешающие ввозить продукцию в Россию; сложности с проведением расчетных транзакций; волатильность курса рубля, мешающая зафиксировать стоимость поставки; логистические сбои; дефицит сырья и комплектующих.
По оценкам экспертов ЦСР, в приостановивших деятельность компаниях занято 120—150 тыс. человек. При этом, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, к концу мая в простое находилось около 131 тыс. работников, а до начала кризиса — 44 тыс. человек (прирост за последние месяцы — 87 тыс. человек).
Авторы исследования полагают, что такие расхождения связаны с тем, что многие компании, заявившие о приостановке деятельности в России, фактически продолжили работу.
Среди заявивших об ограничении деятельности иностранных компаний наибольшую долю в рабочих местах (33%) занимают компании, осуществляющие поставки товаров в Россию.
Сценарии ухода из России
Об окончательном уходе из России пока заявили около 90 компаний. Некоторые из них выбрали сценарий жесткого ухода (с ликвидацией российского подразделения и переводом части сотрудников в другие страны), в основном это компании из сферы консалтинга и IT.
При этом, по мнению аналитиков ЦСР, основная часть иностранных компаний если и покинет российский рынок, то без существенного финансового ущерба для себя — через механизм продажи бизнеса. В последние месяцы было объявлено около 60 таких сделок (например, продажа российского бизнеса McDonald’s партнеру-франчайзи Александру Говору; продажа Росбанка и страхового бизнеса в России группой Societe Generale компании «Интеррос»). К этому их могут подталкивать, в частности, действия российских менеджеров (например, руководство магазинов OBI в России буквально «отвоевало» право на продолжение работы в России), а также определенное осознание ответственности за оставшихся в России работников.
Реализация таких сделок, считают авторы анализа, целесообразна в первую очередь в отношении подразделений иностранных компаний, осуществлявших поставки и продажи на российском рынке произведенной за рубежом продукции, а также занимавшихся производством или оказанием технических услуг при наличии полностью отлаженного производственного цикла, не требующего поставок промежуточной продукции из-за рубежа (например, в строительной отрасли).
В то же время эксперты ЦСР призывают учитывать, что в отношении компаний, деятельность которых критически зависима от поставок из-за рубежа технологически сложных комплектующих, сырья, полуфабрикатов и запчастей (например, автопром), процесс перехода к российскому собственнику целесообразно осуществлять только при условии подтверждения продолжения таких поставок. В противном случае компании не смогут продолжить свою деятельность после смены собственника.
Вероятнее всего, считают аналитики Центра, вариант с фактическим уходом из России смогут задействовать только крупнейшие иностранные компании с глобальным охватом, для которых российский рынок является небольшим. Компании, у которых продажи в России составляли существенную долю выручки, скорее адаптируются под новые регуляторные условия и характеристики спроса и предложения и продолжат работу на отечественном рынке. В особенности это относится к среднему иностранному бизнесу из близлежащих стран (Польша, Чехия, Финляндия, Венгрия и др.).
Какие отрасли и регионы пострадали больше
Основная часть рабочих мест в иностранном бизнесе приходится на сравнительно простые с точки зрения технологий сферы — торговлю (например, Leroy Merlin, Alibaba Group), продажу одежды и бытовой техники, продукты питания, общепит. Меньшая часть рабочих мест связана с технологически сложным бизнесом (машиностроение, химпром, фармацевтика). Эта отраслевая пропорция в целом наблюдается и среди компаний, ограничивших деятельность в России.
Для отдельных регионов, которые сделали ставку на привлечение иностранного бизнеса, доля иностранных компаний в занятости существенна и доходит до 20% (Калужская, Новгородская, Архангельская, Самарская и Ленинградская области). В них расположены крупные автозаводы, химические, целлюлозно-бумажные, фармацевтические производства, заводы по производству продуктов питания. Многие из таких регионов в первую очередь и пострадали от решений иностранных компаний об ограничении своей деятельности.
Что делать
По мнению экспертов ЦСР, несмотря на то, что в настоящее время часть иностранного бизнеса приостановила деятельность на территории России, в перспективе ожидается, что он в подавляющем большинстве случаев возобновит свою деятельность. Иностранные компании в совокупности являются крупным работодателем в российской экономике, при этом для некоторых отраслей также являются поставщиками критически значимой технологической продукции. Конкуренция с зарубежным бизнесом на внутреннем рынке стимулирует отечественные компании к модернизации своей работы и повышению эффективности.
В связи с этим авторы исследования рекомендуют принять в отношении иностранного бизнеса систему решений, стимулирующих его остаться на российском рынке в том или ином виде. Среди таких решений:
-
предоставить иностранным компаниям, продолжающим деятельность в России, валютные послабления, которые позволят им выводить за рубеж доходы в виде дивидендов и процентов;
-
предусмотреть валютные послабления в отношении вывода за рубеж валюты в сумме сделки для компаний, которые передают свой бизнес российским лицам с обязательством сохранения поставок критически значимой промежуточной продукции;
-
поддержать инициативу о введении уведомительного режима по сделкам M&A с акциями и долями иностранных компаний стоимостью до 2 млрд руб.;
-
для компаний, которые заявят о желании полноценно возобновить деятельность на территории России, предусмотреть ускоренный порядок исключения их бренда из перечня продукции, для которой разрешен параллельный импорт в Россию;
-
при разработке мер, направленных на расширение института принудительного лицензирования объектов интеллектуальной собственности, предусмотреть послабления для правообладателей, которые заявят о желании полноценно возобновить деятельность на территории России.
Основные показатели иностранных компаний в России
|
Компании |
Рабочие места |
Всего |
> 5000 |
2 млн* |
Крупнейшие |
600 |
1 млн |
Приостановили деятельность |
> 120 |
120—150 тыс. |
Ушли из России или планируют |
около 30 |
35—40 тыс. |
* Без учета рабочих мест, создаваемых российскими компаниями, связанными с иностранными брендами (дилеры, дистрибьюторы, провайдеры техобслуживания), и российскими компаниями с иностранными миноритариями.
Работники компаний, ограничивших деятельность в России, тыс. чел.
Сфера деятельности |
Численность |
Продукты питания |
136 |
Автомобилестроение |
60 |
Деловые и IT-услуги |
45 |
Фармацевтика |
43 |
Тяжелое машиностроение |
36 |
Одежда |
34 |
Сложные химические продукты |
28 |
Банки и финансовые услуги |
24 |
Бытовая техника |
23 |
Огнеупорные материалы |
22 |
Доля работников компаний, ограничивших деятельность в России, среди занятых в регионе, %
Регион |
Доля |
Калужская область |
11 |
Новгородская область |
6 |
Ленинградская область |
5 |
Санкт-Петербург |
3 |
Москва |
3 |
Республика Татарстан |
2 |
Тульская область |
2 |
Калининградская область |
2 |
Московская область |
2 |
Владимирская область |
2 |
Источник: ЦСР