АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.05.2022 № Ф07-4972/2022 по делу № А56-80679/2021 признал необоснованным отказ налоговиков в возврате переплаты по НДС.
Суть дела
На основании декларации по НДС компания перечислила в бюджет указанную в ней сумму налога. Затем она представила уточненную декларацию за этот же период с нулевыми показателями. Она была принята и прошла камеральную проверку. В результате у компании образовалась переплата, подтвержденная актом сверки.
Компания обратилась в инспекцию за ее возвратом. Но налоговики в возврате НДС отказали. Они провели анализ банковской выписки по счету компании за отчетный период и установили, что она осуществляла реализацию в адрес контрагентов. В связи с этим инспекция пришла к выводу, что компания злоупотребила правом на представление уточненной декларации по НДС с целью получения денежных средств по ранее исполненным налоговым обязательствам.
Не найдя поддержки в вышестоящем налоговом органе, компания обратилась в суд с требованием признать недействительным решение об отказе в возврате НДС и обязать инспекцию вернуть налог.
Решение судов
Мнения судов разошлись. Суд первой инстанции поддержал позицию налоговиков. Но апелляционный и кассационный суды встали на сторону компании. Логика их рассуждений была следующей.
В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (определения Конституционного суда РФ от 25.05.2017 № 959-О, от 24.09.2013 № 1277-О, от 21.12.2011 № 1665-О-О, от 08.02.2007 № 381-О-П).
В соответствии со ст. 32, 78, 80, 81, 88 НК РФ возврат излишне уплаченного налога невозможен без установления факта конкретной суммы переплаты налога, которая может быть определена в том числе путем сопоставления сведений, отраженных в первоначально представленных налоговых расчетах (декларациях), с данными скорректированных налоговых обязательств.
В рассматриваемой ситуации переплата образовалась в связи с представлением компанией уточненной декларации, согласно которой ею самостоятельно была скорректирована ранее начисленная к уплате сумма налога. Утверждение инспекции и суда первой инстанции о том, что в уточненной декларации компания неправомерно уменьшила свои налоговые обязательства, является неосновательным, поскольку вменяемые компании нарушения были заявлены инспекцией без соблюдения тех правил проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, которые установлены ст. 88 и 101 НК РФ.
Инспекция каких-либо нарушений в ходе камеральной налоговой проверки полученной уточненной декларации не выявила (декларация налогоплательщика принята без изменений). Аргументы о том, что отраженная в акте сверки переплата по НДС была создана путем формального представления компанией уточненной декларации по НДС, а не фактической уплатой вышеуказанного налога, носят вероятностный характер, документально не подтверждены. В свою очередь, требование компании основано не только на акте сверки, но и на уточненной декларации, достоверность данных которой не опровергнута налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля.
В результате суды удовлетворили требования компании и обязали инспекцию вернуть налог.