Число госинститутов развития, поддерживающих новые технологии, быстро растет (федеральные и отраслевые программы, проекты-маяки и др.). Однако количество компаний, использующих передовые технологии, в период 2019 — 2021 гг. уменьшилось на 22%. Правительство намерено объединить все инструменты поддержки в Концепцию технологического развития страны. Бизнес предлагает радикально снизить налоговое бремя и административный пресс. Ведь Стив Джобс создал свой первый компьютер в обычном гараже.
В последние годы правительство для стимулирования технологического развития страны активно использовало ряд инструментов экономической политики, отмечали участники заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. При этом государственная политика ориентировалась на достижение ключевой цели — технологического суверенитета страны.
«Основная задача заключалась в поддержании технологического паритета с ведущими странами мира, обладании ключевыми технологиями, определяющими возможность решения стратегических, социально-экономических и оборонных задач. Это то, что мы называем технологическим суверенитетом», — подчеркнул вице-премьер Андрей Белоусов.
Его достижение обеспечивается с помощью следующих механизмов. Во-первых, за счет государственного технологического заказа. Выглядит это примерно следующим образом. Государство, как правило, с участием бизнес-сообщества и экспертов определяет перечень критических технологий. Далее через целый набор инструментов обеспечивает их разработку.
К таким инструментам технологического госзаказа относятся важнейшие инновационные проекты государственного значения, технологические программы отраслевых министерств и госкорпораций, программы поддержки научных и научно-образовательных центров и другие. Всего таких инструментов более 150.
Объем бюджетного финансирования только по госпрограмме «Научно-технологическое развитие РФ» в 2022 г. составляет 464 млрд руб.
Во-вторых, это соглашения, которые заключены между правительством и так называемыми компаниями-лидерами. Предметом этих соглашений является развитие сквозных технологий, которые составляют каркас нового технологического уклада. Это искусственный интеллект, микроэлектроника, квантовые коммуникации и квантовые вычисления, новые материалы и др. Всего их 16.
В соглашениях участвуют девять компаний-лидеров: Сбербанк, «Ростелеком», «Ростех», «Россети», РЖД, «Росатом», РФПИ, «Газпром» и «Роснефть». За два года в рамках соглашений было профинансировано 102,5 млрд руб. при плане 187,8, то есть 55% от плана.
В-третьих, это проекты-маяки. Речь идет о создании образцов новых рынков, которые функционируют на основе продуктов, создаваемых на базе прорывных, в том числе сквозных технологий.
Сегодня запущено пять проектов-маяков. Три — в сфере коммерческого использования беспилотников в трех средах: авиа-, авто- и водно-грузовых перевозках. Еще два — это электромобили и персональные цифровые медицинские устройства, так называемые медицинские помощники.
На реализацию проектов-маяков в 2022—2025 гг. предусмотрено бюджетных средств 13,3 млрд руб., средств ФНБ — 46 млрд руб., внебюджетных денег — 81 млрд руб.
В-четвертых, это национальная технологическая инициатива (НТИ). Данное направление включает несколько элементов: отработку регуляторики, поддержку конкретных проектов, создание инфраструктуры центров компетенций и развития сквозных технологий и, главное, работу с сообществами технологических предпринимателей, прежде всего формирование команд, выращивание стартапов и далее вывод их на рынок.
Сегодня в системе НТИ находится свыше 3,3 тыс. компаний, а всего разными форматами работы охвачено почти четыре миллиона человек. В рамках НТИ сформирована сеть из 21 центра технологических компетенций на базе вузов и научных организаций, подготовлено более 40 тыс. специалистов по сквозным технологиям, заключено около 2 тыс. лицензионных соглашений.
Вместе с тем результаты использования разнообразных инструментов государственной экономической политики пока не впечатляют.
Уровень технологической оснащенности российских компаний, по данным Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, последние годы снижается — с 2018 по 2021 г. число организаций, использующих передовые технологии, уменьшилось на 22% (с 18,8 тыс. до 14,6 тыс.).
Правда, в области создания передовых технологий число организаций-разработчиков за тот же период увеличилось почти на треть и достигло 835 единиц. При этом их результативность держится на более-менее стабильном уровне: в среднем одна организация создает около трех ППТ в год.
Правительство, реагируя на новые стратегические вызовы, предлагает объединить все многочисленные механизмы государственной поддержки, включив их в Концепцию технологического развития России до 2030 г.
Бизнес-сообщество воспринимает эту проблему иначе, предлагает радикально снизить налоговое бремя и административную нагрузку на отечественные компании.
«Нужно комплексно посмотреть на налоговую систему и снизить общую налоговую нагрузку, которая сегодня у нас в целом чуть больше 45% от прибыли, без учета НДФЛ, — уверен бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Они должны быть, как мы написали в своих докладах, президенту в том числе, не более 35%. Тогда действительно будет интересно развивать бизнес».
Кроме того, стоит обратить внимание на проблемы, которые высветило исследование «Вышки». Среди препятствий для создания или внедрения передовых технологий компании выделили трудности с наймом квалифицированного персонала (39,1%), недостаточный технологический уровень организации в целом (25,8%) и квалификацию сотрудников (23,3%).
Также примерно каждая третья компания отметила низкую окупаемость инвестиций и сложность интеграции новых технологий в свои производственные и организационные процессы.
В конце концов, Стив Джобс сделал свой первый компьютер в обычном гараже без целевой поддержки государства. А сокращение налогов и административных барьеров даст возможность развернуться инициативе предпринимателей во многих, зачастую неожиданных областях.