Уровень безработицы в России продолжает снижаться (3,9% в мае после 4% в апреле и 4,1% в марте). Эксперты РАНХиГС объясняют данный тренд тем, что санкции направлены против крупных предприятий, которые обычно не торопятся сокращать персонал. Опросы РСПП подтверждают: 72,5% компаний продолжают нанимать новых работников. Тем временем правительство намерено выдавать по 170 тыс. руб. россиянам, решившимся переехать на работу в регионы, где не хватает рабочих рук.
Негативный эффект от западных санкций на рынке труда, по оценке аналитиков Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), пока практически не просматривается. Общая численность занятых сохраняется на досанкционном уровне, а безработица с февраля ежемесячно обновляет исторический минимум, снизившись к маю до 3,9%.
На низкой отметке остается и численность безработных, зарегистрированных в службах занятости: значение этого показателя с января 2022 г. держится на уровне около 0,7 млн человек.
«Это можно объяснить несколькими причинами», — считает с.н.с. лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы РАНХиГС, к.э.н. Владимир Ляшок.
Во-первых, эффект от экономических санкций имеет более долгосрочный, распределенный и менее кумулятивный характер, чем эффекты от пандемии и связанных с ней жестких ограничительных мер, в результате которых многие предприятия и организации вынуждены были на время прекратить свою деятельность.
Во-вторых, в отличие от пика коронакризиса основной экономический удар первыми приняли на себя крупные и средние компании, которые в меньшей степени склонны увольнять работников. К тому же они имеют более существенный запас прочности, позволяющий им несколько месяцев выплачивать заработные платы даже при снижении прибыли (а она, кстати, у крупных и средних предприятий по результатам января — апреля 2022 г. была на 51,3% выше, чем за аналогичный период прошлого года).
Вывод эксперта РАНХиГС подтверждает июньский опрос Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), многие члены которого являются представителями крупного бизнеса.
Подавляющая часть (72,5%) компаний в первом месяце лета нанимали сотрудников. Только 7,2% организаций (то есть в десять раз меньше) ответили, что им пришлось уволить часть своих работников. Причем в мае доля предприятий, сокращающих персонал, была выше — 12%.
Меры, позволяющие оптимизировать издержки за счет сокращения рабочего времени, применяли лишь 5,8% компаний. Доля этого ответа уменьшилась сразу на 7,5 п.п. по сравнению с последним месяцем весны.
Еще одним аргументом, свидетельствующим об устойчивом положении российского рынка труда, стал июньский композитный индекс PMI, в число компонент которого входит показатель занятости. «Увеличение объема новых заказов на российских производственных предприятиях привело к возобновлению роста занятости в июне, — сообщают аналитики S&P Global. — Увеличение численности рабочей силы положило конец четырехмесячной череде сокращений».
На этом фоне правительство намерено начать субсидирование переезда молодых работников в возрасте до 35 лет из регионов с избыточными трудовыми ресурсами в субъекты Федерации, где их не хватает. По замыслу разработчиков постановления, этот подход позволит «стимулировать внутреннюю трудовую миграцию молодежи из трудоизбыточных субъектов в трудонедостаточные и обеспечить потребности импортозамещающих предприятий работниками».
К трудонедостаточным субъектам Федерации предполагается отнести 25 регионов из всех федеральных округов, кроме Центрального и Южного ФО, которые и без того являются территориями естественного притяжения миграции.
Энтузиасты, решившиеся на переезд, смогут получить субсидию в размере 116,8 тыс. руб., которая будет распределена на две суммы. Первую можно будет получить во время второго месяца после трудоустройства на новом месте, вторую попозже — на седьмой месяц. Региональные бюджеты будут получать соответствующие средства для поощрения вновь прибывших работников за счет федерального бюджета.