ФНС России ответила на вопросы, которые поступили на горячую линию ПП «Прослеживаемость», организованную в соответствии с письмом ФНС России от 20.05.2021 № ЕА-4-15/6926@. Данные разъяснения представлены в обзоре и направлены письмом ФНС России от 08.07.2022 № 08-05/0727@.
Об отказе в приеме уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ или других территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства — члена ЕАЭС
Сообщение об ошибке, например следующего содержания: «Идентификационный код (номер) покупателя государства — члена ЕАЭС, которому перемещается товар, указан неверно», говорит о том, что неверно указан именно идентификационный код покупателя. Этот код покупателя для контрагента, например Республики Беларусь (УНП), должен состоять из девяти символов (только цифры).
Информация о субъекте хозяйствования — идентификационный код (номер):
-
для Республики Армении — учетный номер налогоплательщика (УНН — восемь символов);
-
для Республики Беларусь — учетный номер плательщика (УНП — девять символов);
-
для Республики Казахстан — индивидуальный идентификационный номер (ИНН — 12 символов) или бизнес-идентификационный номер (БИН — 12 символов);
-
для Кыргызской Республики — идентификационный налоговый номер налогоплательщика (ИНН — 14 символов);
-
для Российской Федерации — идентификационный номер налогоплательщика (ИНН — 10 символов (для юридических лиц), 12 символов — для индивидуальных предпринимателей).
Сообщение об ошибке «Отсутствует информация в системе прослеживаемости с Регистрационным номером партии товара, подлежащего прослеживаемости, указанного в атрибуте <РегНомерТов>...» указывает на то, что в уведомлении о перемещении указан товар, не подлежащий прослеживаемости.
В этом случае участнику оборота товаров необходимо подать корректировочное уведомление о перемещении (Приложение № 5 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@).
О представлении уведомления об остатках прослеживаемых товаров, по состоянию на 08.07.2021, использованных в производстве при оказании услуг, освобождаемых от налогообложения
При приобретении прослеживаемого товара до 08.07.2021 участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны представить уведомление об остатках не позднее дня совершения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (п. 28 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 (далее — Положение)). Пунктом 33 Положения предусмотрено, что при совершении участником оборота товаров операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, не подлежащих отражению в налоговой декларации по НДС, необходимо представить отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее — отчет). Порядок заполнения отчета утвержден приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@.
О внесении изменений в уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, а также об отказе в приеме корректировочного уведомления об остатках
В случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок участник оборота товаров обязан внести необходимые изменения, представив корректировочное уведомление об остатках не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок.
В случае некорректно сформированного в первичном уведомлении об остатках РНПТ участником оборота товаров на основании имевшихся номера декларации на товары и порядкового номера в ней в корректировочном уведомлении об остатках в строках «1» и «2» необходимо указать номер и дату первичного уведомления, в строке «3» — номер корректировки, в строке «15» — РНПТ с корректными данными (Приложение № 7 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@).
Для аннулирования ошибочно поданного уведомления об остатках необходимо подать корректировочное уведомление об остатках с указанием количества товара, равного нулю.
В случае если уведомление об остатках отклонено по причине «указанная партия товара <РНПТ> не была зарегистрирована по уведомлению <НомУвед> от <ДатаУвед>...», что указывает на отсутствие в корректировочном уведомлении об остатках РНПТ, присвоенного ранее по первоначальному уведомлению, участнику оборота товаров необходимо подать корректировочное уведомление об остатках, добавив РНПТ в тег «РегНомерТов».
Об отражении разных значений при заполнении строк «13» и «17» в уведомлении об остатках
В соответствии с порядком заполнения уведомления об остатках:
-
в строке «13» указывается количество товаров в соответствии с первичным учетным документом. Если уведомление об остатках оформляется на товары, указанные в нескольких строках первичного учетного документа с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения, то в строке отражается общее количество товаров из первичного учетного документа с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения;
-
в строке «17» указывается количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости. Если уведомление об остатках оформляется на товары, указанные в нескольких строках первичного учетного документа с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения, то в строке отражается общее количество товаров из первичного учетного документа с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения, пересчитанное в единицу измерения, установленную Перечнем товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1110 (далее — Перечень).
Количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости (код и соответствующее ему условное обозначение), определяется согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).
Таким образом, значения строк «13» и «17» отличаются в том случае, если количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости (код), отличается от количества товаров в соответствии с первичным учетным документом.
По вопросу отражения в уведомлении об остатках в качестве первоначального документа, не утвержденного Росстатом
Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, заполняется на основании первичного учетного документа, оформленного по результатам инвентаризации (акт инвентаризации, инвентаризационная опись и т.д.) товаров, подлежащих прослеживаемости, либо иного первичного документа, отражающего сведения о наличии товара в собственности (Порядок заполнения уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержденный приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ «Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости»). Хозяйствующие субъекты могут использовать самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, содержащие все обязательные реквизиты первичного учетного документа и закрепленные в учетной политике (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В этой связи уведомление об остатках может формироваться на основании любого первичного учетного документа организации, оформленного по результатам инвентаризации либо отражающего сведения о наличии товара в собственности.
О заполнении в уведомлении об остатках кода ТН ВЭД ЕАЭС либо ОКПД 2
В соответствии с приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ «Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости» признак обязательности элемента определяет обязательность наличия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена.
Признак обязательности элемента может принимать следующие значения:
-
«О» — наличие элемента в файле обмена обязательно;
-
«Н» — наличие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать.
Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и тому подобному), то признак обязательности элемента дополняется символом «К». Например, «ОК».
К вышеперечисленным признакам обязательности элемента может добавляться значение «У» в случае описания в XML-схеме условий, предъявляемых к элементу в файле обмена, описанных в графе «Дополнительная информация». Например, «НУ» или «ОКУ».
Элементам «код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС» и «код товара в соответствии с ОКПД 2» признак обязательности элемента установлен «НКУ». Они принимают значение в соответствии с кодами единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, указанными в перечне. Элемент обязателен при отсутствии элемента <КодОКПД2>.
Таким образом, отсутствие кода ТН ВЭД ЕАЭС при заполнении уведомления не является ошибкой.
Вместе с тем информируем: на данный момент готовятся изменения в порядок заполнения и формат представления уведомления об остатках в части обязательности указания полного десятизначного кода ТН ВЭД ЕАЭС в случае представления уведомления об остатках на товары, включенные в утверждаемый ЕЭК перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.
О реализации товара, подлежащего прослеживаемости, собственником которого является государство, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения по распоряжению
Товар, подлежащий прослеживаемости, собственником которого является государство, находится в оперативном управлении у казенного учреждения, при этом есть распоряжение на его реализацию. В соответствии с письмом ФНС России от 16.09.2021 № ЕА-4-15/13176@ обязанность представлять уведомление об остатках лежит на собственнике этих товаров, вместе с тем при реализации на основании распоряжения учредителя товаров, подлежащих прослеживаемости, выставляемый учреждением счет-фактура должен содержать сведения о РНПТ.
К сведению
Налоговые органы обращают внимание, что на горячую линию поступают вопросы, ответы на которые ранее направлены для сведения в письмах ФНС от 30.12.2021 № 08-05/1130@, от 08.04.2022 № 08-05/0369@, от 30.05.2022 № 08-05/0564@.
Также на горячую линию по вопросам прослеживаемости могут обращаться сотрудники налоговых органов, предоставление сведений о номерах телефонов сотрудников горячей линии участникам оборота товаров недопустимо.