Минфин подготовил проект закона, который предусматривает введение мер совершенствования международного налогообложения, применения электронной банковской гарантии, особенности учета крупнейших налогоплательщиков и другие поправки. Отметим, что законопроект направлен на реализацию отдельных положений Основных направлений бюджетной налоговой и таможенно-тарифной политики на период 2022—2024 гг.
Прежде всего законодатели предусматривают изменения в сфере налогового администрирования. В планах Минфина — совершенствование порядка учета организаций и граждан в налоговых органах с учетом развития процессов информатизации и автоматизации процессов.
Также финансовое ведомство предлагает наделить ФНС России полномочиями утверждать порядок постановки и снятия с учета лиц, а также внесения изменений в данные учета. ФНС будет определять особенности учета крупнейших налогоплательщиков, в том числе устанавливать критерии их отнесения к такой категории.
Законопроектом совершенствуется и порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Идет расширение его действий на споры имущественного характера.
Обращаем внимание, что для повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий, необходимых для возмещения сумм НДС и акцизов, внедряется электронная банковская гарантия. Ее будут отправлять в налоговую инспекцию сами гаранты, что сократит временные и финансовые затраты налогоплательщиков, гарантов и налоговых органов, обеспечит быструю и прозрачную логистику, сократит время возмещения сумм налогов.
Также предусмотрены меры совершенствования международного налогообложения. Законопроектом предусмотрены механизмы противодействия размыванию налоговой базы за счет злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства иностранными организациями при осуществлении деятельности на территории России.
Налог на прибыль
Как мы уже писали в новостях на нашем сайте, продлевается до 2030 г. ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет в размере 3%. Напомним, что с 2017 по 2024 г. действует временный порядок распределения налога на прибыль организаций. По этим правилам ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, составляет 3%, в части бюджетов субъектов РФ — 17%.
Также до 2030 г. продлевается 50%-ное ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах.
Проектом закона упрощается порядок подтверждения условий применения повышающего коэффициента к расходам на НИОКР.
Минпромторг подготовил изменения в перечень НИОКР, расходы на которые можно учитывать с повышающим коэффициентом 1,5. Соответствующий приказ опубликован на едином портале для размещения НПА. Действующий перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988. Минпромторг предлагает изменить этот перечень, то есть внести в него новый раздел «Малотоннажная и среднетоннажная химия», который включает в себя в том числе работы по разработке технологий производства: химических средств защиты растений; веществ для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам; катализаторов, инициаторов, ингибиторов; поверхностно-активных веществ; химических реактивов и растворителей; дезинфицирующих веществ; высокотехнологичных полимеров. Расходы на эти виды деятельности организации могут учитывать для целей налога на прибыль с коэффициентом 1,5.
НДС, УСН
Что касается НДС, то проектом предусмотрено, что от этого налога освобождаются услуги застройщика, оказываемые на основании заключенного договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу застройщиком участнику долевого строительства нежилых помещений (в том числе гаражей и машино-мест) в многоквартирном жилом доме.
В части УСН Минфин хочет ввести норму, согласно которой этот спецрежим смогут применять инвестиционные советники. Уточняется порядок исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при смене места нахождения организации (места жительства ИП) в случае, когда одним из российских субъектов установлена пониженная ставка.
НДФЛ и страховые взносы
Теперь остановимся на социальных налогах. Одно из нововведений связано с тем, что сумму дохода можно будет уменьшить на произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением имущественных прав, вместо получения имущественного вычета (в пределах полученного дохода от продажи имущественных прав).
Также устанавливаются нормативы для освобождения от налогообложения компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции. Подробнее об этом мы писали в новостях на нашем сайте.
В отношении страховых взносов уточняется порядок исчисления и уплаты взносов в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ либо дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а взаимоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и избранными членами совета, связанные с выплатой вознаграждений таким лицам за исполнение их полномочий, осуществляются через управляющую организацию. Для освобождения от обложения взносами устанавливаются нормативы компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции.
Вносятся изменения в порядок учета суточных, в частности устанавливается нормирование не облагаемых страховыми взносами сумм выплат суточных работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, и взамен суточных — надбавки за вахтовый метод работы лицам, выполняющим работы таким методом (не более 700 руб. в день).
Предусмотрены также изменения для имущественных налогов.