Российская металлургия в результате санкций оказалась одним из самых пострадавших секторов экономики. Сейчас правительство обсуждает целый комплекс мер поддержи — снижение фискальной нагрузки, расширение спроса на металлы на внутреннем рынке, помощь экспорту в новые регионы, — которые будут объединены в Стратегию развития отрасли. Участники металлургического рынка уже отреагировали на эти планы: Индекс «МСС-ТР. Ожидания» вышел в положительную зону и составил 54,6 п.
Ограничения на работу отечественных металлургов, по оценке президента Владимира Путина, прозвучавшей на совещании в Кремле, являются откровенным проявлением недобросовестной конкуренции. Санкции представляют собой попытки западных стран сдержать российский бизнес, занимающий лидирующие позиции в мировой металлургии, и переделить рынки, разумеется, в свою пользу.
«Российские металлурги сейчас работают в условиях ограниченного доступа к западным рынкам, экспорт во II квартале сократился примерно на 20%, — отметил вице-премьер Денис Мантуров. — Также наблюдается существенный спад внутреннего потребления. В результате загрузка производственных мощностей по отрасли снизилась в среднем с 93% до 80%».
С учетом этих факторов в июне — июле у ряда компаний черной металлургии уже зафиксирована отрицательная рентабельность. Это касается Новолипецого металлургического комбината, Магнитогорского металлургического комбината, «Тулы-Сталь», «Новосталь-М», Группы ПМК. При этом руководство предприятий в краткосрочной перспективе планирует сохранить рабочие места.
Для поддержки отрасли, по словам Д. Мантурова, в первую очередь нужно снизить фискальную нагрузку, которую ввели в прошлом году на волне сверхдоходов, — ведь сейчас ситуация кардинально изменилась. Поэтому вице-премьер попросил главу государства поддержать инициативу Кабинета министров по корректировке акциза на сталь. По сути, сегодня он стал не налогом на доходы, а оборотным налогом, которого раньше в отрасли не было.
Также необходим пересмотр формул расчета НДПИ с учетом специфики всех металлургических предприятий, связанной с потреблением различного сырья и другими условиями работы.
Важным приоритетом государственной поддержки должно стать увеличение потребления металлопродукции на внутреннем рынке. Способствовать этому, в частности, будет восстановление темпов жилищного строительства и расширение использования на стройках металлоконструкций. Минстрой вместе с Минпромторгом разработал план по стимулированию возведения модульного жилья на основе металлокаркаса. Его реализация обеспечит перевод на эту технологию до 30% массового жилищного строительства к 2030 г.
Увеличение спроса на продукцию металлургов будет стимулировать программа модернизации ЖКХ и, конечно, крупные инфраструктурные проекты, такие как расширение БАМа, строительство автомагистралей, новые нефте- и газопроводы в направлении в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Кроме того, в текущих условиях низких цен мы предлагаем Минфину совместно с Минпромторгом и Росрезервом проработать вопрос закупок металлопродукции в государственный резерв, — подчеркнул г-н Мантуров. — Мы рассчитываем… на формирование запасов, которые впоследствии можно будет использовать для интервенций на внутреннем рынке при росте цен, а также в случае нехватки продукции металлургических заводов Донбасса для восстановления инфраструктуры региона».
Еще одним инструментом господдержки станет формирование сырьевой обеспеченности отрасли. Через тарифное регулирование уже удалось насытить внутренний рынок ломом черных металлов. Цены на него снизились по сравнению с мартовскими уровнями на 33%. Правительство собирается продлить квотирование до конца года и дальше будет гибко использовать этот механизм.
По хромовому сырью доля импорта сократилась с 67% в 2018 г. до 32% в текущем году. Выйти на самообеспечение планируется к 2025 г. благодаря реализации проекта Челябинского электрометаллургического комбината по освоению месторождений на Полярном Урале и в Пермском крае.
Наконец, одним из ключевых направлений господдержки станет развитие транспортных коридоров и снижение затрат на логистику. «Мы уже видим переориентацию экспорта на новые направления, — заметил вице-премьер. — Чтобы облегчить доступ на эти рынки, правительство работает над устранением барьеров, в частности ведется подготовка межправительственного соглашения с Турцией, в рамках которой мы формируем предложения о снижении ввозных пошлин на поставки нашей металлопродукции».
Все важные приоритеты господдержки будут отражены в Стратегии развития металлургии, которая будет готова в октябре и после окончательного обсуждения утверждена Кабинетом министров.
Металлургические компании уже отреагировали на планы правительства. Ситуация на российском рынке стальной продукции улучшается, о чем свидетельствует повышение значений отраслевого индекса МСС-ТР, который рассчитывает Аналитическая служба ИИС «Металлоснабжение и сбыт».
Индекс «МСС-ТР. Ожидания» для недели с 1 по 5 августа поднялся сразу на 4,03 п. по сравнению с предыдущим периодом и достиг 54,66 п. — нового четырехмесячного максимума. При этом все субиндексы, кроме одного («Затраты»), оказались выше 50 п., а ценовые ожидания впервые с начала марта превысили 60 п.
«Меры поддержки отрасли в части снижения фискальной нагрузки обсуждаются уже давно, но конкретика относительно новых акцизов, НДПИ пока так и не появилась, — более сдержанны в своих оценках аналитики Промсвязьбанка. — С одной стороны, данные меры и, например, возможное снижение тарифов РЖД смогли бы в некоторой степени снизить налоговое бремя на отрасль и компенсировать порядка 10% выручки для нее. С другой — маржинальность предприятий на данный момент находится на крайне низких уровнях, а рентабельность экспорта, по сути, отсутствует».
Несмотря на рост погрузок черных металлов в июле на 8% месяц к месяцу, продажи и финансовые результаты металлургических компаний остаются в зоне риска, а основной упор в части господдержки стоит сделать на развитии и/или стимулировании географии продаж у металлургов. Компенсация потерь отрасли, по прогнозам экспертов банка, может занять от года до двух лет.