Динамика мировой деловой активности в разгар лета оказалась на двухлетнем минимуме, поскольку объемы выпуска в развитых странах сократились впервые с июня позапрошлого года, отмечает S&P Global. Это стало результатом сокращения экономической активности прежде всего в развитых государствах.
Композитный индекс глобальной экономической активности PMI (J.P. Morgan Global Composite PMI) опустился с 53,8 балла в начале лета до 50,8 в июле. Это стало минимальным значением индикатора с июня 2020 г. В трех секторах мировой экономики — потребительских и финансовых услугах, производстве промежуточных товаров — объемы выпуска сократились.
В региональном разрезе замедление было вызвано динамикой деловой активности в развитых странах. В Соединенных Штатах объемы выпуска сократились впервые с июня 2020 г., при этом спад был отмечен как в производственном секторе, так и в сфере услуг.
Экономическая активность в еврозоне снизилась в первый раз с начала 2021 г., но незначительно, поскольку сокращение в Германии и Италии компенсировал рост (хотя и более медленный) во Франции и Испании.
Динамика деловой активности в Японии тоже стала близка к стагнации.
Развивающиеся государства, наоборот, оказались устойчивее по сравнению с развитыми странами. Значительный рост экономической активности был отмечен в Китае, Индии и Бразилии. В России объем выпуска растет третий месяц подряд, причем самыми быстрыми темпами за последний год (более подробно см. с. 03 этого номера «ЭЖ»).
Новый бизнес в мире рос самыми медленными темпами с июля 2020 г. Небольшое ускорение у поставщиков услуг было компенсировано снижением объема новых заказов в производственном сегменте.
Количество новых рабочих мест сократилось в еврозоне и стагнировало в Стране восходящего солнца. В Поднебесной наблюдался умеренный рост численности персонала, в то время как в США занятость вернулась к росту после снижения в июне.
Международные торговые потоки продолжали сокращаться, при этом новые экспортные операции уменьшались самыми быстрыми темпами за последние 24 месяца.
К позитивным трендам июля можно отнести замедление инфляции цен на сырье, которая стала наиболее низкой с февраля текущего года. Оно стало причиной снижения роста издержек компаний. На этом фоне инфляция отпускных цен снизилась до десятимесячного минимума. Тем не менее темпы роста сырьевых и отпускных цен оставались выше их долгосрочных средних значений, зафиксированных за все время опросов PMI.
Важная деталь: оптимизм предпринимателей снизился до 22-месячного минимума. Немецкие бизнесмены указали, что ожидают сокращения объемов выпуска в предстоящие 12 месяцев. Таким образом, Германия — локомотив европейской экономики — стала первой страной (за исключением России в марте нынешнего года), которая зарегистрировала негативный прогноз с июля 2020 г.
В сфере услуг, которой эксперты S&P Global уделяют особое внимание со времени пандемии коронавируса, индикатор деловой активности опустился с июньского уровня 53,9 балла до 51,1 в эпицентре лета. При этом собственно размер оказания услуг продолжает расти в течение последних 25 месяцев. В основе июльского расширения объемов услуг лежало дальнейшее увеличение числа новых заказов в США.
В сервисной отрасли также был зарегистрирован рост количества рабочих мест. Однако оптимизм бизнесменов в секторе услуг тоже упал до 22-месячного минимума.
«Композитный индекс экономической активности PMI упал на 2,7 балла в июле, показав двухлетний минимум в 50,8 балла, — комментирует ситуацию экономист J.P. Morgan Беннет Пэрриш (Bennett Parrish). — Снижение таких показателей, как новые заказы, занятость и перспективы производства, также подчеркивают слабость экономического роста, поскольку риски рецессии продолжают нарастать. Хотя июльский опрос показал признаки ослабления инфляционного давления, оно отражает главным образом снижение спроса».