Более десяти регуляторов в мире по итогам июля приняли решение о повышении ключевых ставок на фоне продолжающегося опережающего роста инфляции, отмечают эксперты Банка России.
Средняя ключевая ставка в развитых странах достигла 1,43%, в странах Латинской Америки — 10%, в Южной и Юго-Восточной Азии — 4,16%, в странах ЦВЕ и Средней Азии — 7,78%, в Африке — 7,98%.
ЕЦБ поднял ключевую ставку впервые с 2011 г. (+ 50 б.п.), причем более резкими темпами, чем ожидал рынок. Это оказало давление на курс EUR/USD (среднее за июль — 1,02 долл. США).
По итогам заседания в июле ФРС в соответствии с ожиданиями участников рынка повысил базовую ставку (+75 б.п., до 2,25—2,5%). Американские финансовые рынки умеренно отреагировали на итоги заседания. На долговом рынке США наблюдается инверсия кривой доходности: в июле доходности двухлетних казначейских облигаций США продемонстрировали снижение до 2,89% (–31 б.п.), а доходности десятилетних бумаг — до 2,67% (–3 б.п.). Уровень доходностей определялся возросшими рисками рецессии в США на фоне замедления экономического роста (прогноз МВФ на 26 июля — 2,3% на 2022 г., 1% на 2023 г.; ранее — 3,7 и 2,3% соответственно), а также ростом инфляции (июнь — 9,1%, май — 8,6%).
В июле индексы акций в национальных валютах преимущественно росли. Позитивную динамику американского и европейского фондовых рынков аналитики ЦБ обусловливают публикацией удовлетворительных корпоративных отчетностей и прогнозов прибыли компаний США. Из-за опасений глобальной рецессии наблюдалась распродажа бумаг высокотехнологичного и циклического секторов, которые являются наиболее чувствительными к экономическим колебаниям. К концу месяца индекс S&P 500 вырос на 9,1%, Stoxx 600 — на 7,6%, а индекс MSCI EM снизился на 0,7%.
Крупнейшие центральные банки Азии не нацелены на ужесточение денежно-кредитной политики в текущих условиях, так как экономики все еще переживают последствия пандемии коронавируса. Так, Банк Японии сохраняет сверхмягкую денежно-кредитную политику (ключевая ставка сохраняется на уровне –0,1%). Народный Банк Китая в июле также сохранил базовую процентную ставку.
Китайский фондовый рынок демонстрировал противоположную глобальным индексам динамику, снизившись на 4,3%. Эксперты Банка России связывают это прежде всего с разрастающимся ипотечным кризисом (бойкот по ипотечным платежам), отказом инвесторов от реструктуризации долгов крупного китайского застройщика Evergrande, значительными штрафами за нарушение антимонопольного законодательства технологическими гигантами Alibaba и Tencent, а также ужесточением антиковидных мер, включая закрытие всех предприятий в Макао.
EM-валюты ослаблялись к доллару США. Наиболее значимо это наблюдалось в турецкой лире (–7,4%) из-за быстро растущей инфляции (79% в июле; 78,6% в июне) при мягкой денежно-кредитной политике (ключевая ставка на 21 июля — 14%).