ФНС России в целях актуализации и оптимизации процедуры проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам выпустила для применения в работе Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налоговым обязательствам (далее — Временный порядок сверки). Этот порядок приведен в письме ФНС России от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990. В статье рассмотрим действующий механизм проведения сверки с ИФНС и изменения в этой процедуре, которые ждут налогоплательщиков.
Отметим, что Временный порядок проведения сверки расчетов, указанный в письме ФНС России от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@, утратил силу. Действующий Временный порядок сверки устанавливает последовательность действий налогоплательщика (его представителя) и налогового органа при проведении сверки расчетов. Это процедура проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:
-
по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о предоставлении акта сверки расчетов (далее — заявление);
-
в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Действующая форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам и страховым взносам утверждена приказом от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@.
Налогоплательщик вправе представить заявление лично в налоговый орган, через МФЦ, направить по почте, представить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной неквалифицированной (квалифицированной) электронной подписи.
Представление акта сверки расчетов по ТКС осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».
Заявление на сверку расчетов, полученное в бумажной форме, регистрируется в информационном ресурсе налогового органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления, должностным лицом структурного подразделения, ответственного за сверку расчетов. Такие правила установлены в п. 4 Временного порядка сверки.
В пункте 5 Временного порядка сверки максимальный период проведения сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения сверки расчетов.
Отметим, что должностное лицо структурного подразделения, ответственное за проведение сверки, вправе отказать в приеме заявления в бумажной форме в следующих случаях:
-
при обращении налогоплательщика не по месту учета;
-
при отсутствии в заявлении наименования организации (Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН (КПП организации), подписи руководителя организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);
-
в случае представления заявления представителем налогоплательщика без приложения документа, подтверждающего полномочия представителя (копии документа, заверенной в установленном порядке).
При наличии хотя бы одного из указанных оснований должностное лицо в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления в налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причины отказа.
При указании в заявлении даты окончания периода проведения сверки расчетов, превышающей дату представления заявления в налоговый орган, датой окончания периода проведения сверки расчетов считается дата представления заявления в налоговый орган. В случае отсутствия в заявлении периода проведения сверки расчетов сверка расчетов проводится за период с 1 января текущего года, по состоянию на дату регистрации заявления.
В пункте 10 Временного порядка сверки указано, что в случае отсутствия в заявлении указанного кода бюджетной классификации (далее — КБК) сверка расчетов проводится по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, в налоговом органе, указанном в заявлении.
При отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по всем указанным в запросе КБК за запрашиваемый период формируется уведомление об отказе в проведении сверки расчетов по причине отсутствия обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. При получении ответа налогоплательщика по разделу 1 акта сверки расчетов о согласовании с разногласиями должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, осуществляет сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения разногласий. Для выявления и фиксирования разногласий оформляется раздел 2 акта сверки расчетов. Руководитель структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, при необходимости направляет служебную записку в заинтересованное подразделение для устранения разногласий.
При получении акта сверки расчетов лично представитель организации проставляет на втором экземпляре этого акта сверки расчетов отметку в получении оригинала акта сверки расчетов и подпись, указывает свои фамилию и инициалы, дату получения.
Также на акте сверки расчетов проставляется подпись должностного лица структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов (п. 13 Временного порядка сверки).
При получении от налогоплательщика раздела 1 акта сверки расчетов с разногласиями после завершения процедуры сверки (позднее 10 рабочих дней после регистрации заявления) должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, рассматривает акт сверки расчетов с разногласиями и приложенные к нему документы (при наличии) с привлечением соответствующих структурных подразделений инспекции и направляет налогоплательщику ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки расчетов с разногласиями.
Проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика при посещении налоговой
Сотрудник, ответственный за проведение сверки расчетов, с помощью программного обеспечения налогового органа формирует акт сверки расчетов не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации заявления. Он подписывает сформированный акт сверки расчетов. Сотрудник выдает акт сверки расчетов налогоплательщику непосредственно при предъявлении ему документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие представителя налогоплательщика на получение акта сверки расчетов). В случае, если налогоплательщиком не предъявлен паспорт или документ, удостоверяющий личность представителя, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, сообщает, что указанный акт сверки расчетов направляется по почте по имеющемуся у налогового органа адресу налогоплательщика.
Если акт сверки расчетов направляется налогоплательщику по почте (через МФЦ), налоговый инспектор передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления его налогоплательщику по почте (через МФЦ).
В случае, если налогоплательщик, указавший в письменном запросе о представлении акта сверки расчетов о его получении лично, не обратился за получением этого акта сверки расчетов в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, сотрудник структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, не позднее следующего рабочего дня передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления его налогоплательщику по почте.
Сотрудник ИФНС, ответственный за делопроизводство, не позднее следующего рабочего дня за днем получения акта сверки расчетов направляет его налогоплательщику по почте заказным письмом.
Проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика на основании заявления в электронной форме
Передача акта сверки расчетов в электронной форме по ТКС осуществляется в соответствии с порядком направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий.
Должностное лицо налоговой инспекции, ответственное за проведение сверки расчетов, после регистрации заявления формирует акт сверки расчетов с помощью программного обеспечения налогового органа не позднее трех рабочих дней с момента получения заявления, подписывает акт сверки расчетов усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа и направляет налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Проведение сверки расчетов по инициативе налогового органа
В случае, если налогоплательщик взаимодействует с налоговым органом в электронной форме, налоговый инспектор формирует акт сверки расчетов, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет его налогоплательщику в электронной форме по ТКС.
Если налогоплательщик не является участником электронного документооборота, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, формирует и передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления по почте.
Сотрудник налоговых органов, ответственный за делопроизводство, не позднее следующего рабочего дня за днем получения акта сверки расчетов, направляет его налогоплательщику по почте заказным письмом.
В проекте — новая форма акта сверки расчетов по налогам
Отметим, что ФНС разработала новую форму акта сверки по налогам, сборам и страховым взносам. Соответствующий проект приказа опубликован на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов.
Это связано с тем, что Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ внес новые положения в Налоговый кодекс РФ. Согласно этим положениям, с 1 января 2023 г. уплата налоговых обязательств будет осуществляться при применении единого налогового платежа (ЕНП) на единый налоговый счет (ЕНС).
В связи с этим ФНС подготовила новые формы и форматы:
-
заявления о представлении акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа;
-
акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа.
Отметим, что данные формы и форматы должны применяться с 1 января 2023 г. При этом действующая форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам и страховым взносам, утвержденная приказом от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@, будет упразднена.